Накануне в Запорожье прошла пресс-конференция известного запорожского медика-офтальмолога и депутата городского совета Натальи Завгородней, которая сегодня активно продвигает идею полного реформирования медицинской отрасли в Запорожье. На встрече с журналистами Завгородняя рассказала о сути реформы и коснулась актуальных вопросов запорожской медицины.
Запорожские больницы должны стать коммунальными предприятиями и развиваться
– Украина – единственная страна на постсоветском пространстве, где нет страховой медицины и не изменена система здравоохранения в целом. В результате пациенты должны оплачивать свое лечение, – рассказывает Наталья Завгородняя.
По словам медика, это связано с тем, что сегодня в сфере здравоохранения финансируются только защищенные статьи – зарплаты и электроэнергия. На остатки выделяемых средств больницы закупают минимум медикаментов и расходных материалов.
– Когда врачи говорят, что нечем лечить людей, Минздрав отвечает: «Выкручивайтесь сами». А это значит, что больницы должны зарабатывать, чего им не позволяет статус. Доходит до абсурда – пациентам стационаров приходится приносить с собой все, вплоть до ваты и туалетной бумаги, – отмечает Завгородняя.
Врач уверена, что если больницы перейдут в статус коммунальных предприятий и смогут осуществлять хозяйственную деятельность, уровень медицины и предоставления услуг пациентам возрастет в разы.
К примеру, из бюджета будут выделяться деньги на «закупку» необходимого лечения, так называемого минимального пакета услуг, который выделяется и сегодня. Госбюджет по действующим программам будет покрывать социально незащищенные слои населения и льготные категории. При этом пациенты, которые готовы заплатить и купить себе более качественное обслуживание – будь то отдельная палата в стационаре или дорогостоящие препараты, которые имеют более сильное действие, чем закупаемые бюджетом, самостоятельно будут решать вопросы с больницей на официальном прозрачном уровне.
Средства, полученные таким образом, медучреждения смогут направлять на закупку медикаментов, расходных материалов (ваты, бинтов, шприцев, туалетной бумаги и т.д.), модернизацию отделений.
Второй этап реформирования по проекту Натальи Завгородней, который сегодня активно обсуждается в городском совете – введение страховой медицины.
В нынешней системе благотворительные фонды помогают больницам как-то выживать
Отдельные общественники сегодня заявляют о коррупционных схемах в системе здравоохранения. В частности, комитет общественного контроля рассказывает о раскрытии схем «благотворительных фондов» при больницах, через которые, по мнению общественников, и ведутся основные поборы.
Недавно общественность поддержал и прокурор Александр Шацкий.
– Уже после своего выступления, поняв ситуацию с фондами, Шацкий сказал мне, что погорячился. Но он это сказал тихо мне, а не с трибуны, – комментирует Наталья Завгородняя позицию прокурора.
По ее словам, в отсутствии нормального финансирования и ситуации, когда невозможно вести официальную хозяйственную деятельность, врачам приходится идти на всевозможные ухищрения, чтобы обеспечить пациентов необходимыми медикаментами и предоставить квалифицированную помощь.
– В нынешней системе здравоохранения, когда больницы самостоятельно ничего не могут, благотворительные фонды помогают больницам как-то выживать. Без благотворительных фондов в нынешней системе здравоохранения невозможно. И, вообще, они должны быть, только средства должны собираться не с пациентов, а они должны искать инвестиции. И еще, насколько я знаю, там, где было больше всего криков – это пятая и третья больница, там, как мне рассказывают в управлении, оказалось больше всего порядка, – говорит Наталья Завгородняя.
При этом она отмечает, что, по данным статистики, в благотворительные фонды деньги сдают только 18% всех пациентов больниц. Тем не менее, лишившись этого, сегодня, в связи с позицией правоохранительных органов и давлением отдельных общественников, больницы практически ничего не могут сделать для пациентов.
– Сегодня все доктора отказываются предлагать клиентам сдавать средства в фонды и денег в больницах вообще нет, – поясняет Завгородняя.
Про ситуацию с лабораторией «Global diagnostic»
Еще один объект нападок КОКа – медицинская лаборатория «Global diagnostic». Наталья Завгородняя уверена, что в данном случае проблема в борьбе конкурентов.
– Я знаю оборудование, которое там (в «Global diagnostic». – Ред.) работает, и знаю, что это оборудование, у которого нет аналогов в Украине. И знаю, что себестоимость анализов там очень дорогая, и поэтому высокие цены. «Визус» (клиника Натальи Завгородней. – Ред.). Сейчас мы ни с кем не работаем, потому что проходим аккредитацию. Но как только закончим этот процесс, будем продолжать работать с этой лабораторией, – рассказывает медик. – А если что-то происходит, это всегда кому-то нужно. И я не склонна думать, что если Ира Лех говорит что-то, то это так и есть. Я знаю, что лаборатория хорошая. А скандал, который есть – конкуренция между лабораториями.
Про скандал в областной больнице
Еще одним камнем преткновения в запорожской медицине сегодня является областная больница. Все те же общественники наперебой заявляют о коррупционных схемах в больнице и причастности главврача Сергея Тяглого к тем или иным кланам.
– Я знаю Сергея Васильевича как прекрасного нейрохирурга. Сегодня кому-то понадобилось место, кто-то хочет вернуться назад. Я считаю так: если есть какие-то конкретные, доказанные нарушения у главврача, то его за это нужно наказывать. И это относится ко всем главным врачам. Меня больше всего возмущает в этой ситуации бездоказательность, – комментирует ситуацию Наталья Завгородняя.
Про Евгения Анисимова
В ходе пресс-конференции Наталья Завгородняя упомянула и имя запорожского бизнесмена Евгения Анисимова, отметив, что лично с ним знакома. По словам медика, вместе с бизнесменом она разрабатывала несколько масштабных проектов, необходимых для сферы здравоохранения Запорожья, после чего стала одним из объектов нападок Ирины Лех.
– Меня возмущает то, что происходит – когда нормальные, хорошие дела выдаются за какие-то криминальные схемы. Вот Ира Лех вышла и стала говорить о том, что Завгородняя с Анисимовым написали схему диализного центра, центра ядерной медицины и по ЛОР-службе. Ну да. А что, не нужен нам диализный центр? Да, были планы построить диализный центр без копейки бюджетных денег с привлечением кредитных ресурсов. Были уже проведены переговоры. Да, мы собирались сделать центр ядерной медицины на базе пятой больницы, где сейчас это вшивое отделение, а у нас больные ездят в Днепропетровск, в Киев лечиться за свои деньги – государство ничего не оплачивает. Да, мы хотели это сделать. Что в этом плохого? И у Иры Лех я спросила: «Вот что в этом плохого?» А она: «Ну, ничего», – рассказала журналистам Наталья Завгородняя. – Вот что схемы? Создание центра ядерной медицины – это схема? Это бизнес-проект. Это не схема. Так где здесь схемы?