Россия продолжает дестабилизировать обстановку на востоке Украины, уже открыто вводя войска и бронетехнику. При этом Путин заявляет о наращивании ядерного потенциала, а глава МИД Лавров говорит об ответе на западные санкции. Евросоюз уже готовится к перебоям с поставками газа, а Канада готова воевать с Россией.
Член Совета по правам человека при президенте России Элла Полякова о вторжении в Украину:
«Когда большое количество людей, находящихся под военным командованием, на танках, БТР и с тяжелым оружием присутствуют на территории другой страны, пересекают ее границу, то я считаю это вторжением».
Президент России Владимир Путин:
о наращивании ядерного потенциала:
«Россия будет наращивать ядерный потенциал, но не для запугивания, а для обеспечения своей безопасности. Россия далека от того, чтобы втягиваться в какие-то крупномасштабные конфликты. Мы этого не хотим, не собираемся этого делать. Россия является одной из наиболее мощных ядерных держав. Думаю, что никому в голову не приходит сегодня развязывать крупномасштабный конфликт с Россией».
об ущербе российской экономике из-за подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС:
«По самым скромным оценкам, совокупный ущерб только экономике России может составить 100 миллиардов рублей. Под ударом окажутся целые сектора нашей промышленности и АПК. Менее конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться на рынок Таможенного союза, в большей степени на российский рынок. Нельзя сбрасывать со счетов также риск противозаконного реэкспорта на общий рынок Таможенного союза продукции стран ЕС под видом украинских товаров».
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен о российском гуманитарном конвое:
«Нельзя исключать, что так называемые гуманитарные операции являются прикрытием для военного вмешательства».
Российский бизнесмен и бывший политзаключенный Михаил Ходорковский о протесте против войны с Украиной:
«Мы воюем с Украиной. По-настоящему. Посылаем туда солдат и технику. Украинцы дерутся хорошо, но отступают. Силы, конечно, неравны. И при этом наша власть беспрерывно врет. Как врала в 80-е про Афганистан. В 90-е – про Чечню. Сегодня – про Украину. А мы хороним своих вчерашних сослуживцев, друзей и родных, которые сейчас по обе стороны, которые убивают друг друга не потому, что хотят, а потому, что стареющей власти всегда нужна кровь. Мы все это знаем. Поэтому власть врет. Достаточно просто выйти на улицу, пригрозить забастовкой. Власть сразу сдуется, она труслива. Но нет, мы будем делать вид, что верим. И плакать на похоронах. Так вот, я больше молчать не хочу и не буду!».
Президент США Барак Обама о новых санкциях против России:
«Во взаимодействии с европейскими союзниками и партнерами, как я ожидаю, мы предпримем дополнительные шаги, поскольку не видим со стороны России действий по решению проблемы. Россия ответственна за насилие на востоке Украины, поскольку занимается вооружением, финансированием и тренировкой ополченцев».
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон о новых санкциях против России:
«Недостаточно принять участие в переговорах в Минске, когда российские танки продолжают пересекать границу Украины. Мы призываем Россию пойти по другому пути и найти политическое решение данному кризису. Если Россия этого не сделает, то, вне всяких сомнений, будут новые последствия».
Министр иностранных дел Дании Мартин Лидегаард о новых санкциях против России:
«Мы послушаем предложение Еврокомиссии, но мы должны призвать всех отреагировать на российских военных в Украине. Мы должны проявить солидарность с нашими соседями в Польше и других балтийских странах… Надеюсь, что наша реакция будет единой. В очередной раз Россия перешла черту, и, я думаю, Европа должна отреагировать санкциями в краткосрочный период. Если говорить о долгосрочном периоде, то через пару недель мы будем решать судьбу всего Евросоюза. Я думаю, нам пора прервать нашу зависимость от российского газа и других поставок топлива… Я надеюсь, что это будет общая политика всех стран ЕС».
Президент Франции Франсуа Олланд о новых санкциях против России:
«Если подтвердится, что российские военные присутствуют на украинской земле, это было бы неприемлемо и нетерпимо. Если эскалация продолжится, то европейские санкции сохранятся или даже будут усилены».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров:
о союзниках России в мире:
«Вот, например, НАТО голосует единым блоком всегда и везде. А кто у России союзники? У нас много союзников. И когда нам говорят, что вот ваши союзники по ОДКБ не всегда голосуют вместе с Россией в унисон, мы не делаем по поводу этого никакой трагедии. В отличие от НАТО, где любой шаг в сторону, любая демонстрация инакомыслия наказуема».
о препятствовании действиям России по пресечению мировых угроз:
«Нашим коллективным шагам на международной арене по купированию всех этих вызовов и угроз препятствуют стремления Соединенных Штатов, Запада в целом сохранить свое доминирующее положение в мировой жизни, положение, к которому они привыкли за несколько столетий и искусственно задержать реализацию этого многополярного и полицентричного мира, который отражает объективные тенденции мирового развития».
о реакции на новые санкции Запада:
«Это вовсе не наш выбор, но сомнений быть не должно: мы сделаем все, что будет необходимо для защиты наших законных интересов, в том числе интересов национальной безопасности во всех ее измерениях. Разговаривать с Россией — кстати говоря, как и с любой другой страной — на языке ультиматумов и принудительных мер абсолютно неприемлемо. Наш ответ на односторонние шаги Соединенных Штатов, ЕС и некоторых других стран сбалансирован и учитывает права и обязательства России по международными договорам, в том числе в рамках ВТО».
Министр иностранных дел Канады Джон Бэрд о готовности к военной конфронтации с Россией:
«Мы глубоко озабочены и намерены защитить суверенитет Канады в Арктике. Для нас это стратегический приоритет. В связи с милитаризацией, которую мы видим, мы предпочли бы смягчить конфликт, но ясно, что мы будем защищать наш суверенитет силой».
Официальный представитель ЕК Марлене Хольцнер о готовности Европы к перебоям с поставками газа:
«Еврокомиссия проделала большую работу по обеспечению энергетической безопасности с начала кризиса в газовых отношениях Украины и России и приняла долгосрочные меры. Все государства – члены ЕС должны иметь месячный резервный запас газа и позаботиться об уязвимых клиентах, например, малых и средних предприятиях. В случае невозможности получения газа из России через Украину другие государства смогут переправлять свой газ, поступающий из других источников».
Постпред РФ при НАТО Александр Грушко, предостерегая НАТО от увеличения военного потенциала в Восточной Европе:
«Такие действия еще более осложнят отношения России с НАТО, которые на нынешнем этапе близки к «точке замерзания». Россия будет учитывать новую конфигурацию и активность сил Альянса у российских рубежей и предпринимать все необходимое, чтобы надежно обеспечить безопасность и гарантировать защиту от любых угроз. Любые попытки проецировать силу в направлении России контрпродуктивны и ослабят безопасность самой НАТО и тех стран, которые будут участвовать в этих попытках. Я уверен, в большинстве европейских стран понимают, что сколь ни укрепляй НАТО, попытки выстроить жизнеспособную архитектуру безопасности без России, а тем более против России, обречены на провал».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев о возможности выхода из ЕАЭС:
«Создание экономического союза, не политического, – это правильно. Когда президенты Казахстана, России и Беларуси собираются, если один против, то никакое решение не принимается. Это называется консенсус. У всех равные права, у Казахстана всегда остается право выхода из этого союза, если мы будем не согласны с чем-то».