Запорожье посетил странствующий индийский монах Мадхусудан Махарадж, занимающийся изучением и распространением древнего учения Вед. Для запорожских последователей учения он прочел лекцию в рамках своего тура по Украине. РепортерUA удалось пообщаться с монахом и узнать о его жизни, о том, как он пришел к древнему учению и попытаться понять в чем оно заключается.
Сам монах, чье полное имя Бхакти Ранджан Мадхусудан, родился в британской семье в Африке. После обучения в Англии он вернулся в восточную Африку и несколько лет работал гидом сафари и фотоэкспедиций. В свое время будущий сансьясси (странствующий монах) объездил полмира, впервые побывав в Индии. Во второй раз Мадхусудан отправился в Индию целенаправленно. Более 30 лет он провел в монастыре за изучением древних знаний. Украина стала первой европейской страной, которую монах посетил после долгого периода уединения.
Мадхусудан, расскажите, как вы стали на путь странствующего монаха? Я так понимаю, в Индии Вы натолкнулись на ведическое учение. Почему новые знания так увлекли Вас? Возможно, у Вас была внутренняя предрасположенность и к новому учению, и к такому образу жизни?
– Скорее всего, нет. Я не был предрасположен. И если бы мне в 16-17 лет кто-то составил гороскоп и сказал, что большую часть жизни я проведу в монастыре, я бы сказал, что это какая-то ошибка. Я удивляю самого себя.
Что же подтолкнуло Вас принять иную религию и начать следовать ее догмам?
– Причина, скорее всего, состояла в том, что я много путешествовал и видел разных людей, разные страны, разные жизненные реалии. И когда я встретил эту книгу, которая называлась «Наука самореализации» и содержала изложенное современным языком древнее ведическое учение, я почувствовал, что авторы этой книги понимают, о чем они говорят, они знают истину и не занимаются теоретизацией. Я почувствовал это сердцем. Я прочитал книгу, когда находился в восточной Африке. Это было после первого моего путешествия в Индию. И вот когда я ее прочитал, я ощутил, что должен встретиться с ее авторами. Когда я находился в Лондоне, в промежутке между двумя сафари, я посетил ашрам*, адрес которого был указан на обложке книги. Я посетил его дважды, и на третий раз оказалось, что автор книги уже умер. Но от людей, живших в ашраме, я узнал, что гуру этого человека все еще живет в Индии. И когда я второй раз поехал в Индию, я ехал именно в монастырь, чтобы поговорить с ним. Есть термин, которым можно назвать этого человека – шикша-гуру (учитель, который дает наставления). Он был наставляющим духовным учителем. Поэтому я сел в самолет и отправился в Калькутту, а оттуда уже было недалеко до Набадвипа, где и находится ашрам. Шикша-гуру – великодушный и милосердный, человек с «глубоким сердцем».
Я так понимаю, в монастыре Вы проходили обучение. Что именно Вы там делали? У Вас были лекции? Возможно, подобно монахам Шаолиня, Вы проходили обучение и боевым искусствам?
– После встречи с гуру у меня пропало желание покидать его общество, хотя до этого я добывал средства к существованию путешествиями. Это была моя жизнь и моя работа. Так случилось, что начиная с 1982 года я жил безвыездно в монастыре. Наш день начинается в 4 часа утра и заканчивается в 9 вечера. И распорядок дня включает в себя и лекции. Можно сказать, что весь процесс основан на трех ключевых текстах – Бхагавадгита, Шримад-Бхагаватам и Чайтанья-чаритамрита. За целый день мы много чем занимаемся, в том числе и уборкой монастыря, но физических упражнений и боевых искусств у нас нет.
Мадхусудан рассказывает, как во время путешествия по Африке часто ловил себя на мысли, что стоит приехать в новое место, даже очень красивое, но через два дня оно надоедает и хочется перемены и новых впечатлений. В то время он был молод и еще не женат, но уже понимал, что не сможет всю жизнь заниматься сафари и с таким образом жизни придется покончить.
– Я находился на распутье. У каждого есть момент, начинаешь задумываться, в каком направлении идти. И когда я пришел к наставнику, я понял, что это то, на что стоит тратить свою жизненную энергию. Место в Индии, где находится ашрам, называется Набадвип. Это место в средневековье было центром академической культуры, подобно Оксфорду и Кембриджу. Пять столетий тому назад личность по имени Шри Чайтанья Махапрабху, опираясь на фундамент ведического учения, оставил человечеству духовный путь или традицию, которая в высшей степени приемлема и уместна для современного человечества. И носителями этого знания были сам Шри Чайтанья Махапрабху и Шри Нитьянанда Прабху. По всей Индии они несли в массы чистое аутентичное религиозное знание. Это явление называется гаудия-вайшнавизм. Опираясь на ведическую традицию, они показали, каким является путь для человечества в эпоху Кали-юги.
Махарадж уверен, что самая важная часть его жизни началась не во время частых путешествий, а в то время, как он выразился, когда он прекратил путешествовать и обосновался в монастыре. До «остановки в пути» монах объездил практически всю Европу, не считая путешествий по Африке и Индии. В Австралии монах побывал в 1996 году, когда сопровождал гуру.
За свою жизнь Вы уже успели побывать во многих святых местах. Махарадж, расскажите, что это за места, где они находятся и что из себя представляют? Возможно, это какие-то храмы, или святой считается сама земля?
– Все эти святые места находятся в Индии – некоторые на равнинах, некоторые в Гималаях. Я занимался организацией походов в эти места пилигримов, которые приезжали, в том числе и с Запада. В Индии есть три самых важных святых места из всего их множества. Одно из мест, Набадвип, находится на территории штата Западная Бенгалия, в 140 км на север от Калькутты. Примерно за 600 км к югу от Калькутты есть город Джаганнатха Пури – это ключевое, одно из самых священных мест. Здесь священная сама земля, а в центре города находится храм. В нем живут древние и очень почитаемые божества – Субхадра, Баладева и Джаганнатха. Третье важное святое место – Бриндабан, который находится в 130 км на юг от Дели, на пути к Тадж-Махалу. Бриндабан – это место игр Радхи и Кришны (божественная чета в индуизме). Эти три святых места – как три комнаты в одном доме, но в доме высочайшем. Они считаются посольствами духовного мира или посольствами земли Кришны в этом мире.
По словам Махараджа, за пределами Индии святые места есть в Непале, в Гималаях. Одно из них называется Муктинатх – место освобождения. Оно находится очень высоко в горах, и в свое время монаху понадобилось две недели хода, чтобы туда добраться.
Приходилось ли Вам рисковать своей жизнью или помогать избежать серьезной опасности другому человеку? Возможно, во время сафари на Вас нападали дикие звери?
– Опасность подстерегает на каждом шагу (улыбается). Иногда степень этой опасности выше, иногда ниже. Да, во время сафари звери иногда хотели напасть, но я ведь сейчас здесь. Конечно, из этого бы вышла замечательная история, но нет. По правде говоря, тот период, когда я занимался сафари, остался для меня в далеком прошлом. А последние 30 лет я, можно сказать, не выходил за пределы храма, вел храмовый образ жизни. И самая большая опасность – ездить с сумасшедшими водителями по дорогам в районе Гималаев. В Гималаях они считают, что Господь убережет их от опасности. Они ездят очень быстро, а за пределами дороги обрыв и нет ограждений.
Расскажите, Мадхусудан, совершали ли Вы одиночные путешествия? Не важно, пешком или на транспорте.
– Я не думаю, что это существенно. До того, как я поселился в монастыре, я совершал много безумных вещей. Однажды в середине лета я провел месяц в пустыне Сахара. Мы свернули с дороги и просто ехали по пустыне. У нас были запасы воды и бензина на две недели, палатки. Я не был один, но вся наша группа была в одиночестве в пустыне. Я вел группу, на мне лежала ответственность, и это даже тяжелее, чем путешествовать в одиночку. Тогда мы хотели приключений.
За время своих странствий до остановки в пути, и уже будучи странствующим монахом, Вы видели великое множество людей. Может быть, Вы составили свое мнение о человеческой природе? Что есть такого, что объединяет всех людей?
– Есть фактор, который роднит всех. И люди, и звери, и птицы, и все живое – все мы живые существа, у нас есть воля, желание, мышление и чувства. И все мы нуждаемся в пище, устаем и спим, у нас есть инстинкт размножения, влечения к противоположному полу, семейная жизнь. И есть то, что можно назвать самообороной – защитой от себе подобных. Но есть еще кое-что – человек может учиться. Что же является содержанием учения, согласно священным текстам? Самое важное для каждого из нас – пытаться решить насущную проблему старости, болезней и смерти. Это неизбежное явление для каждого, но мы склонны забывать об этом и думать, что это где-то за горами. Но учение объясняет все ясно – наше «я» не сводится к плоти и крови, набору химических элементов. Наша личность наделена волей, мышлением и чувствами, и эта личность живет в теле. Первое, что нужно понять: тело – это средство передвижения, а мы – это водитель. И мы периодически меняем машины – это карма и реинкарнация. Но Веды говорят, что есть другая страна, другой мир, где нет смерти и болезней. Это не Украина, не Австралия, не Индия. Это та земля, где мы можем находиться в состоянии полного пробуждения. Этот мир выше материальной реальности – это духовный мир. Он более велик и обширен, чем то, что нас окружает. В учении заложен ключ к пониманию и принятию духовного мира. Духовный мир отличается тем, что в нем господствуют счастье, красота и любовь.
Как Вы думаете, если бы на Земле люди больше стремились к этому учению, войн было бы меньше? Как объясняет ведическое учение причины войн? Конечно, есть экономические или политические причины, но, может, это связано и с духовностью?
– Все в этом мире, хорошее или плохое – результат кармы, следствие неких действий. И карма может быть как индивидуальной, так и коллективной. Войны происходят постоянно, в истории человечества война следует за войной. Мой духовный наставник цитировал своего гуру, когда говорил, что материальный мир – это не место для джентльмена. Мы, люди, наделены способностью познавать, иначе как бы возникли все эти достижения техники и науки. И мы должны решать истинную проблему – проблему старости и смерти. И это записано на санскрите еще 5 тысяч лет тому назад, эти знания были записаны ради блага человечества. Люди, жившие в то время, когда человечество двигалось по восходящей линии, оставили знание для нас, жителей эпохи, когда наблюдается деградация человечества.
Что бы Вы могли пожелать или посоветовать жителям Украины в сегодняшних реалиях? Можете внести свою лепту в разрешение конфликта? Мне кажется, среди людей слишком много озлобленности, и это усугубляет ситуацию.
– Мы не можем изменить природу окружающей действительности, но можем изменить то, как мы ее видим. Всегда будут войны и конфликты. Есть четыре ключевых качества, такие как смирение, терпимость, уважение к окружающим и не ожидание почтительного отношения в свой адрес. Так же, как существуют 4 времени года, сменяющие друг друга, так и человечество проходит периоды – Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга. Образно – это золотой век, серебряный, бронзовый и железный. Сейчас железная эпоха, зима. Мы не можем остановить зиму, но мы можем утеплить свое жилище, надеть шубу. Нельзя остановить войну в Кали-югу, это эпоха конфликта. Но можно создать защитную среду, следуя принципам терпения, смирения, почтения к окружающим. В Кали-югу наиболее эффективным средством избавления от кармы является то, что называют воспеванием святых имен бога – мантры*. Например, мантра «Харе Кришна»* – это махамантра, великая мантра.
Ваше видение: верно ли утверждение, что природные катаклизмы, которые сегодня так часто происходят в мире, связаны с человеческой кармой? Своеобразное следствие действий человека, направленных на разрушение.
– Да, это связано. Карма объясняет, что если мы эксплуатируем, то на это всегда следует реакция. Ведь если мы берем кредит в банке, то нам придется выплатить его с процентами. Кроме того, раньше не было интернета, поэтому, возможно, сегодня просто легче узнавать о природных катастрофах. Мое впечатление от мира – мир не такой плохой в действительности, как его показывают СМИ. В этом мире люди просто живут своей жизнью.
Монах отметил, что махамантра действительно очищает карму от прошлых действий. Но нельзя ограничиваться только ею. Если мы почистим стол, но тут же на него вывалим мусор – ничего не изменится. Махарадж подчеркнул, что необходимо в первую очередь отказаться от употребления мяса. Когда животное убивают, оно испытывает страх, негативные эмоции, которые через плоть передаются к человеку. Получается, что человек соприкасается с убийством, даже не совершая его своими руками.
Напоследок монах заверил, что то, о чем говорят Веды – действительно увлекательный и достойный внимания предмет. Именно поэтому множество паломников, в том числе и с Запада, так стремятся в Индию.
– Многие наши предшественники шли путем Вед. И они оставили нам карту и компас, показали, как идти этим путем. А также дали гарантии, что если мы будем следовать правилам, то достигнем духовного мира. Меня пригласили сюда, чтобы я принял участие в фестивале Ведалайф в Киеве, и я приехал, чтобы встретить многочисленных друзей, которых я годами встречал в Индии. Я нахожу, что украинцы – это люди искренние, вежливые и хорошо воспитанные. Кроме того, у этих людей есть интерес к ведической традиции.
Махарадж отметил, что Веды включают в себя множество знаний по самым разным направлениям и разделам: астрономия, аюрведа, астрология, здоровье и т.д. И сегодня западная наука приходит к заключениям, которые, как оказывается, были известны еще представителям древней индийской цивилизации, оставившей Веды. Ключевые разделы Вед посвящены описанию мироустройства, природы человечества и живого существа, прошлого и будущего человечества.
Справка:
- Ашрам – обитель мудрецов и отшельников в древней Индии, которая обычно располагалась в отдаленной местности – в горах или в лесу. В контексте современного индуизма термин «ашрам» часто используется для обозначения духовной или религиозной общины, куда человек приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления.
- Мантра – священный текст в индуизме, буддизме и джайнизме, как правило, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Индуисты полагают, что мантра – это определенная форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл.
- Текст махамантры «Харе Кришна»: Харе Кришна Харе Кришна / Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама / Рама Рама Харе Харе.