Запорожская военная прокуратура заставляет бойцов 51-й бригады подписать с прокурором соглашение о признании в дезертирстве. Об этом РепортерUA сообщили военнослужащие расформированного батальона, которые пятый месяц находятся под следствием и подозреваются в дезертирстве.
За это бойцам 51-й бригады прокуратура обещает три года условного срока. В противном же случае волынским воинам «светит» от пяти до десяти лет тюрьмы.
Данная история начинается в конце июля – именно 24 июля ребята были разгромлены боевиками на границе с Россией и попали в плен, после чего их доставили в Украину через территорию России. 41 бойца мехбригады 28 июля доставили в воинскую часть А1978 (Уральские казармы), где они пробыли несколько месяцев – военная прокуратура проводила допросы и следственные действия. Перед выборами военных отпустили домой проголосовать, позже – дали отпуск на 20 дней. Все это время над защитниками Родины продолжается следствие.
4 декабря военные 51-й бригады были откомандированы из Владимир-Волынского опять в Запорожье. Однако вернулись не все – некоторых ребят «додавили», и те заключили с прокуратурой соглашение на «условный срок». Остальные же сегодня в Запорожье при поддержке общественности и правозащитников из Киева, продолжают бороться за свое честное имя и не хотят соглашаться на условный срок и считать себя дезертирами или предателями Украины.
– На данный момент осталось 18 человек, а остальные согласились на «условку». Ну как согласились? Путем запугивания, потому что это только так можно назвать. Или ты берешь «условку» или пять или десять лет тюрьмы. Я пойду, отсижу – пусть садят, их право. Но за что я буду сидеть? За то, что мы воевали, должны еще и садиться в тюрьму? Сепаратистам амнистия, а солдат судят, – рассказывает солдат 51-й бригады из Ровенской области Игорь Лавренюк.
Боец рассказал, что после того, как военные вернулись в Запорожье, им начали названивать из прокуратуры и предлагать согласиться на условный срок. Тем, кто не согласился брать «условку», начали названивать из прокуратуры и убеждать:
– Всем звонили – не представлялись, говорили, что из прокуратуры: «Добрый день. Вы не хотите подписать договор с прокуратурой?». Я сразу спросил: «А что будет?». Ответили: «Подписываете, берете «условку» – все, вас из армии списывают, все будет хорошо, вы будете дома сидеть». Я поинтересовался, говорю: «А если я не буду брать «условку», что мне будет?». «Ну, пару дней вы тут побудете, вас отвезут в Луганскую область, вы будете там полгода, потом будет суд, а потом вам будет пять или десять лет тюрьмы». Я сказал ему, что пять лет мало будет – давайте 10. Он сказал: «Я вижу, что с вами не о чем говорить». Говорю: «как видите», и сбросил.
По словам Игоря Лавренюка, некоторые военнослужащие 51-й бригады согласились подписать соглашение с прокуратурой только из-за личных проблем – у кого-то дома маленькие дети, у кого-то родители болеют. Ребята не осуждают своих сослуживцев, однако бороться за свое имя твердо намерены. И в этом им готовы помочь правозащитники общественной организации «Держава майбутнього».
– Мы защищаем порядка 23 человек. Более того, есть люди, которые, как говорится, под определенным прессингом пошли на определенные условия правоохранительных органов. Мы будем сейчас разбираться в этой ситуации. Есть люди уже осужденные – мы будем работать, соответственно, и с ними. К нам обратились в Киев, потому что на уровне Запорожья данный вопрос уже большое количество времени не решается, – рассказала правозащитник общественной организации «Держава майбутнього» Гайдэ Ризаева. – Я буду защищать этих ребят, потому что три месяца я сама пробыла в плену, я знаю, что такое ЛНР, я знаю, что такое сепаратизм. Но сейчас существует проблема другая: давайте не допустим нашим врагам-сепаратистам смеяться с той стороны над ситуацией, которая сейчас здесь. Вот эти мальчики – это настоящие герои Украины. И поверьте, обязанность каждого – защитить этих детей. Мы не позволим сделать из них предателей.
В противном случае правозащитники обещают устроить чинам «реалити-шоу, чтобы они понимали, что такое плен, чтобы они понимали, что такое «Град». Полноценной поддержка бойцов, обвиняемых в дезертирстве, не могла бы быть без поддержки запорожских общественников. В который раз они вышли на защиту украинских солдат, которых пытаются обвинить в предательстве.
– Это наши дети, которые отстаивали каждый клочок украинской земли. И мы не дадим их в обиду. Пусть услышит это президент, пусть слышит это власть. Мы постоянно помогаем этим солдатикам – едой, одеваем, обуваем. Я хочу спросить у государства: как можно отправлять этих ребят раздетыми, разутыми, а потом еще говорить, что они дезертиры? – отметила председатель Запорожского городского союза предпринимателей «Ника» Лидия Кривенко. – Чужих детей не бывает, это наши дети, это герои. Назвать их дезертирами из-за того, что они попали в плен, недопустимо – это не сталинские времена, когда попавших в плен расстреливали. Эти молодые, красивые ребята – просто заложники этой ситуации. Я призывают всех матерей Украины подняться и стоять за каждого сына, который идет в АТО.
– Нам предлагают условное, или говорят: «Побудете еще две недели тут, поедите в Луганск, там будет суд, возможно, вас там закроют». Говорят: «Подпишете – вам условное дадут, три года побудете, из Вооруженных сил уволят, на войну вас никто не отправит». И так начали давить на ребят. Некоторые парни согласились – по семейным обстоятельствам, – рассказывает боец бригады из Волыни Роман Наумук. – Я с адвокатом говорил, он говорит: «Не ведись на это, потому что они не знают, что делать, и им проще всего сказать, чтобы вы подписали договор и все». А мы не согласны с прокурором, мы не считаем себя предателями, мы не дезертиры. И мы будем бороться до последнего.
Запорожские общественники решили лично удостовериться в правдивости слов бойцов 51-й бригады и сами позвонили по номеру, с которого военным звонят представители прокуратуры и предлагают согласиться на условный срок. РепортерUA также был свидетелем и зафиксировал разговор, который происходил около здания военной прокуратуры:
– Добрый день. Вас беспокоит мама одного из военных 51-й бригады. Это ребята, которые попали в неприятность, – сказала одна из запорожских активисток.
– Я знаю, знаю, – ответил ей представитель прокуратуры.
– Вы нам звонили.
– Да.
– И предлагали как-то пойти навстречу, этот условный приговор. Скажите мне, что ему грозит? Как нам решить этот вопрос? Я на вас надеюсь, помогите, пожалуйста. Как-то надо решать. Мой ребенок растерян, я тоже.
– Какой вопрос? Мы предлагаем ему заключить договор о признании виновности. Если они заключают договор, они автоматически будут согласно с этим договором, как вам сказать, ну фактически условно осуждены. И освобождены от отбывания наказания реального. А грозит от пяти до десяти лет согласно санкции статьи. Я не могу что-то больше сказать согласно с законом.
– Пожалуйста, с кем я говорю? Это прокурор?
– Ну да, один из них.
– Это Запорожская прокуратура?
– Запорожская, запорожская да. Если вы выключите динамик и вам не будет мешать, это будет лучше.
– А если мы не согласимся, что нам будет?
– Да что будет – согласно закону. Или вы думаете, что я вас буду пугать? Не буду вас пугать.
– Ну вы уже нас пугаете. Потому что я не думаю, что он сделал такое, чтобы его надо было на 10 лет.
– Ну так вы не думаете, а суд решит. Суд решит и поставит вопрос соответственно и назначит меру наказания.
– То есть вы считаете, что мой ребенок виновен аж на 10 лет?
– Я не считаю, я, руководствуясь в соответствии с теми доказательствами – я знаю, что это так. И как прокурор, у меня достаточно… Все, я уже вас вижу.
Прокурор положил трубку, поскольку увидел из окна, как общественники вместе с журналистами записывали весь разговор на телекамеры. После попыток запорожской общественности и киевских правозащитников встретиться с областным военным прокурором Михаил Ивлев все же вышел на улицу и ответил на несколько вопросов собравшихся.
– На сегодняшний день дело подходит уже к концу, мы его заканчиваем. Но, в свою очередь, определенное количество военнослужащих, которых мы привлекаем к уголовной ответственности, изъявили желание заключить соглашение с прокурором. Поэтому мы опять же заключаем соглашения и, в свою очередь, готовы будем перейти к последней стадии расследования дела – открытию материалов. На сегодня еще ряд военнослужащих были у нас, заключили соглашения. Буквально с завтрашнего дня мы готовы открыть материалы для адвокатов и для тех лиц, которые не согласны заключать соглашения. После ознакомления с материалами и предъявления материалов одной и другой стороны, материалы дела сразу же будут отправлены в суд, – сообщил военный прокурор Запорожского гарнизона полковник юстиции Михаил Ивлев.
Запорожские общественники, негодуя, поинтересовались у областного военного прокурора фактами обзвона представителями прокуратуры бойцов 51-й бригады и оказанием давления на военных. Михаил Ивлев категорически опроверг обвинения в оказании давления на бойцов со стороны прокуратуры.
– Я не знаю. В свою очередь, я не допускаю таких моментов. Не может такого просто быть. Не может такого быть, чтобы мои работники, в том числе и я, кому-то звонили и, в свою очередь, какие-то проводили угрозы. Я думаю, считаю, это не правда, – заявил военный прокурор. – Может быть, кто-то каким-то образом преследует какие-то иные интересы, и, в свою очередь, излагает свои мысли чуть-чуть как бы лукавя. Это неверно. Мы с военнослужащими созваниваемся, держим на контроле постоянно. Если у них есть какие-то проблемные вопросы, мы сразу же решаем.
Стоит отметить, что, по его словам, уголовные дела заведены исключительно в отношении рядовых солдат 51-й бригады. Командир подразделения, который, по словам бойцов, находится в воинской части во Владимир-Волынском, до сих пор никакой ответственности не несет за происшедшее. В момент взятия в плен военных на передовой его просто не было с ними рядом.
– Мы возбудили дело только исключительно в отношении военнослужащих именно этого подразделения – солдат. Остальные вопросы рассматриваются на более высоком уровне – прокуратура региона, Генпрокуратура, – сообщил Михаил Ивлев.
По его данным, на сегодня приговор вынесен пяти военнослужащим 51-й бригады. Сейчас приговоры постепенно вступают в законную силу, потому что для этого необходимо 30 дней. Еще заключили соглашения с прокуратурой 9 человек. В общей сложности признались в дезертирстве и согласились на условный срок 14 бойцов 51-й бригады. «А остальные не соглашаются», – резюмировал военный прокурор.
В свою очередь запорожские общественники обязались держать на контроле ситуацию и обратились к президенту Украины Петру Порошенко с требованием защитить всеми возможными правовыми способами и в рамках полномочий главнокомандующего Украины защитников государства – военных 51-й бригады.