Из-за военных действий на востоке Украины запорожская Хортица теряет туристов и животных. В администрации Национального заповедника РепортерUA рассказали, что в этом году туристический сезон на острове прошел, мягко говоря, скромно. Однако это полбеды; на фоне войны участились случаи мародерства на территории заповедника, в частности, убийства животных и браконьерство.
В минувшем туристическом сезоне Хортицу не посетило ни одной иностранной делегации. Мало того, внутренний туризм практически завял. «Значительно уменьшилось количество туристов из Донецкой и Луганской областей, Харьковской области, а также Крыма. Внутренний туризм тоже сократился. Надо сказать, что где-то на 50% произошло уменьшение количества туристов по всей Украине, и мы это ощутили достаточно серьезно», – констатирует директор заповедника Максим Остапенко.
На фоне такой «туристической депрессии» сотрудники заповедника намерены разрабатывать и предлагать новые туристические программы и направления, которые смогут восполнить пробел в этом направлении, несмотря на ситуацию в стране.
«Браконьеры озверели»
Если же говорить непосредственно о работе заповедника, то сейчас особое внимание уделяется экологическому направлению, а точнее совершенствованию законодательства в этой сфере. Как рассказал нам Максим Остапенко, это просто необходимо для того, чтобы спаси флору и фауну не только Хортицы, но и других заповедных мест страны.
Дело в том, что в последнее время на острове значительно участились случаи браконьерства: таким образом, страдает редкая фауна заповедника. «Наиболее актуальными сейчас являются экологические программы, связанные с сохранением биоразнообразия на Хортице, потому что, к сожалению, большой поток переселенцев и вообще людей, которые стали немножко хуже себя чувствовать, приводит к тому, что значительно возросло давление браконьеров на остров, начиная от рыбных браконьеров, и заканчивая браконьерством на крупных животных», – рассказывает директор заповедника.
В частности, по его словам, в последнее время все чаще обнаруживается гибель крупных копытных – кабанов, косуль, оленей. «За последние полгода мы все больше наблюдаем ситуацию разгула мародерства. Выражение «браконьеры озверели» – это слишком мягко для них», – отмечает Максим Остапенко, допуская, что возможно это как-то связано с появлением большого количества неместных людей на нашей территории.
Закон как дышло…
Среди прочих причин такого зверства директор заповедника называет тот «правовой нигилизм», который так или иначе возникает во время военных действий, а также загруженность правоохранительных органов более актуальными проблемами.
Для борьбы с браконьерством на острове задействуется внутренний ресурс заповедника, помощь активистов, неравнодушных людей. Корень же проблемы лежит гораздо более глубоко – в шатком законодательстве. Директор заповедника рассказывает о том, что этот вопрос остро стоит на повестке, и возможно ситуация, таки, изменится к лучшему: «Мы надеемся, что депутаты инициируют в экологическое законодательство поправки в отношении браконьерства. Сейчас неразбериха состоит в том, что, например, заповедник по статусу национальный и принадлежит Министерству культуры, но на нашей территории есть общегеологический заказник «Днепрвские пороги» внутри города, но он не имеет правозащитного статуса, потому нет механизма защиты этой территории от браконьерства. То есть, грубо говоря, если в каком-то лесничестве есть лесник, который может ходить с ружьем и защищать территорию от браконьеров, то у нас эти рейды может совершать либо инспектор экологии, либо сотрудник милиции. Здесь несколько законов вступили друг с другом в противоречие. Их нужно гармонизировать и привести к мировым стандартам, а экологическое законодательство во всем мире очень суровое».
Чтобы елки не стали палками
Из ежегодных мероприятий, которыми занимаются сотрудники заповедника, сейчас проводятся рейды по защите зеленых насаждений. «В это время года, кроме защиты животных, мы все ресурсы бросили на то, чтобы защитить зеленые насаждения, потому что надвигается Новый год: очень много сосен и елей, которые могут стать легкой добычей браконьеров», – подчеркивает директор заповедника. Он также отмечает, что ранее к защите хвойных на Хортице активно привлекались сотрудники «Беркута», однако сейчас эту работу приходится делать своими силами.