Во второй день Покровской ярмарки было жарко буквально от всего: от жаркого, совсем не осеннего солнца, и, конечно, от традиционных казацких соревнований, которыми ежегодно завершается празднование Дня города. Запорожье славится казацкой культурой на всю Украину, а жители нашего города не перестают удивлять своими умениями и показывать своей жизнью пример остальным. РепортерUA пообщался с Андреем Кабышем (фамилия Руденко. – Ред.) – настоящим родовым казаком, увлечение которого стало его образом жизни.
Андрей, расскажите, что делаете на ярмарке?
– Метаю ножи. Мне всегда нравились пластунские забавы, потому что у меня дед был пластун (казак специального разведывательного подразделения казачьего войска. – Ред.). Выиграл сегодня первое место в метании ножей. Третий год подряд так получается.
Как вы пришли к такому образу жизни? Это же не просто увлечение?
– Многие спрашивают: «Сколько надо тренироваться или что сделать, чтобы так уметь?» А я отвечаю так: «Это стиль жизни». Я этим живу, я этим горю. Когда ты этим живешь, все спорится в руках. Вы не поверите, как я пришел к этому. В свое время, как и многие молодые люди, я увлекался восточными единоборствами, пока в один прекрасный момент, едя лапшу палочками, мне в руки попалась наша славянская ложка, расписанная хохломой или гжелью. Я посмотрел, сравнил и понял одну простую истину: «Я не туда иду. Пускай даже расписанные бамбуковые палочки ни в какое сравнение не идут с ложкой, которую вырезали с любовью, которой удобно есть и носить с собой – за сапог сунул, и все». Насколько красива, богата культура здесь, у тебя, буквально под ногами, а люди все смотрят дальше – кто на восток, кто на запад. Восхищаться можно любыми культурами, но развиваться, нести в массы, жить надо своей, родной. Прозвище Кабыш – это прозвище моего деда, с тюркского переводится как «мастер на все руки». И я такой же – за что ни возьмусь, все получается.
Наверняка ваш образ жизни влияет и на распорядок дня…
– Я встаю и сразу иду тренироваться. 50 минут в день идет на общую физическую подготовку: тренировки, делаю так называемую «железную рубашку» – комплекс упражнений цигун, дальше идет закалка – обливаюсь водой в теплое время года, обтираюсь снегом – в холодное. У меня свой дом, свое хозяйство. Смотрю, что мне важнее: или коня пошел покормил, курам сыпнул зерна. Если есть заказ какой-то по коже – делаю его, не важно, что это – колчан, сагайдак, ножны. Если нет – можно мыло сварить. У нас семейный подряд – мы не работаем. А знаете почему? Потому что «работа» от слова «раб» – это то, что обязывает. А надо трудиться во благо себя, своей страны, своего рода. Могу мыло сварить настоящее, щелочное, на травах, с маслом и медом. У меня своя гончарня, своя кожевня. Занимаюсь с детками в своей частной школе. Я детей обучаю не только рукопашному бою, но в первую очередь – казацкому мировоззрению. Они могут и с конем управляться – выездка, начальная джигитовка; и закаляются; и общей физической подготовкой занимаются. Изучают амулеты, обереги, талисманы, молитвы, заговоры, наговоры.
Вся ваша жизнь, можно сказать, пример для ребят в их учебе?
– Да, каждый день следую всему, чему обучаю. У меня и жена такая.
А дети?
– Над этим пока работаем.
А что касается вашего внешнего вида: шаровары, рубаха, сапоги, – Вы каждый день так ходите?
– Я так хожу каждый день – дома, в магазин, гуляю так. Если в той же Японии, например, ходят в кимоно (парадном, рабочем), и никто на это не обращает внимания – это нормально; или в той же Турции, или в Америке люди ходят в ковбойском – и это нормально; я считаю, что у нас это должно быть тем более нормально. На микрорайоне меня очень многие узнают, та же милиция узнает, подходит, говорит: «Можно тебя на пару минуток?». Говорю: «Хорошо, можно». – «Знаешь, кто ты? Ты – гордость нашего района». Это очень приятно слышать, но занимаюсь я этим не из-за таких моментов, не для того, чтобы слышать приятные слова. Я считаю, что земля, на которой мы живем – земля, политая кровью, потом казацким, – она родит таких, как я. И главное, чтобы в груди у человека была воля, никем и ничем не ограниченная, и этот дух казацкий. Все остальное, я считаю, не так важно.
Кто-то из ваших предков имел казацкие корни?
– Я знаю свое прошлое. Прадед у меня был в Гвардии в Преображенском полку уланом в звании поручика. Лично знал царя Николая II, был дуэлянт, певец очень хороший. Уланский полк – это гусарский полк, который сопровождал в Крым царя и был на хорошем у него счету. И бабка рассказывала мне, что наш род – казацкий. Мы делали многочисленные запросы в Россию еще до нынешнего конфликта между нашими странами. Там много знакомых ребят помогли мне – нашли выписку из церковного реестра 1575 года, где есть моя фамилия (фамилия героя – Руденко. – Ред.). И получается, мой предок десятником был на Запорожской Сечи. Моя фамилия сейчас занесена в родовую книгу Украины, есть об этом выписка. Я считаю, что своим примером надо доказывать славу казацкую, чтобы разгоралось это пламя в следующем поколении. Для этого нужен очень яркий пример. Я стараюсь таким примером быть.
Расскажите о своих оберегах.
– Есть, например, оберег в виде подковы. Носится по-разному – вниз или вверх. Если подковка вверх рожками – тогда считается, что дом будет полная чаша, это материальный аспект. Если рожками вниз – то это оберег от сглаза, от негатива, который просто накалывается на эту подковку. Мой второй оберег – лошадка – это напоминание о том, что казаки – это прежде всего конники. У меня есть свой конь, его зовут Жук. Это постоянное напоминание, что у меня всегда есть друг.