![](https://reporter-ua.com/sites/default/files/styles/220x175/public/uploads/photos/main/1731504.jpg?itok=Jz-U8Lv3)
Госдума приняла во втором и третьем чтении поправки к закону о ФСБ, согласно которым сотрудники спецслужб в некоторых случаях смогут применять оружие при массовом скоплении людей. Поправки также расширяют возможность применения спецсредств, передает ВВС.
Документ разрешает военнослужащим ФСБ применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей в том случае, когда оно используется в целях предотвращения теракта, освобождения заложников или для отражения группового вооруженного нападения на важные объекты.
Применение оружия в отношении женщин, инвалидов и несовершеннолетних также допускается в тех случаях, если речь «идет о явном тяжком преступлении с их стороны, угрожающем жизни других граждан». Сотруднику спецслужб также разрешено стрелять на поражение при попытке задерживаемого приблизиться к военнослужащему, у которого обнажено оружие, «сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию».
Кроме того, закон значительно расширяет число ситуаций, в которых сотрудникам спецслужб разрешается применять спецсредства. В частности, их разрешается применять для задержания лица, если это лицо, как сказано, может оказать вооруженное сопротивление, а также «для пресечения массовых беспорядков и блокирования движения групп лиц, совершающих противоправные действия».
Как отмечает депутат Госдумы Дмитрий Гудков, понятие «возможное сопротивление» может быть понято очень широко. «Думаю, очевидно, что если вас тащат, а вы упираетесь – то вы уже оказываете сопротивление. Или от вас требуют «пройти», а вы не проходите – дубинкой по почкам», – написал Гудков на своей странице в «Фейсбуке».
В октябре Госдума в первом чтении приняла похожий закон, позволяющий сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) применять оружие и спецсредства (палки, дубинки, электрошокеры) в более широком числе случаев.
Поправки к закону о ФСБ также позволяют сотрудникам ведомства снимать отпечатки пальцев при пересечении границы у любого гражданина, если он кажется им потенциальным террористом.
Согласно тексту поправок, отпечатки пальцев на границе будут браться «при наличии у таких лиц признаков, указывающих на возможность их склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность». Перечень таких признаков в законе не указан. В документе лишь отмечается, что он будет определяться руководителем ФСБ.
Как пояснил зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, такие меры связаны с появлением дополнительных угроз в виде экстремистской группировки «Исламское государство» (в России запрещена).
«В спецслужбах имеются определенные данные о лицах, которые сотрудничают с террористическими группировками, ИГИЛ прежде всего. При пересечении границы этими лицами у них будут браться биометрические данные», – пояснил депутат, представляя поправки в Думе.