
К концу этого года украинские власти выберут инвестора, который решит дальнейшую судьбу Лукьяновского СИЗО. Об этом сообщает Сегодня.
По словам первого замминистра юстиции Украины Натальи Севостьяновой, уже есть около шести потенциальных инвесторов, которые в обмен на 2,95 га Лукьяновского СИЗО готовы построить современный европейский изолятор под Киевом. В каких же условиях сейчас содержатся более двух тысяч подследственных?
Первый корпус – «Малолетка», где содержатся 15 несовершеннолетних. В одной из камер, рассчитанной на восемь человек, светло, есть холодильник, телевизор и даже бойлер, приобретенный за счет самих подследственных. Самый большой минус – въевшаяся в потолк плесень. «Ремонт тут проводили в прошлом году, но грибок не исчез», — отметил и. о. замначальника СИЗО по социально-воспитательной и психологической работе Александр Матвиенко.
На этом же этаже, в начале коридора, расположена подсобная комната, где хранится постельное белье, матрасы, одеяла. Помещение без окон и душное, а на потолке – рыжие пятна из-за дырявой крыши. По словам осужденного и «завхоза» Александра Пилипенко, белье в камерах меняют раз в неделю, все чистое и сухое, не отсыревшее и без плесени.
Далее – мужской корпус «Столыпинка», построенный еще в начале ХХ века. Разница – налицо. Потолки в коридорах «Столыпинки» покрывают рыжие пятна, на стенах – трещины. В рассчитанной на 18 человек камере условия не лучше. Из-за маленького окна и низких потолков тут царит полумрак. Вся камера заставлена двухэтажными старыми койками, а на потолке кусками отлетела штукатурка. Самая большая роскошь – современная душевая кабина, тоже установленная за счет подследственных. По словам одного из охранников, камеры не предназначены для встраивания душевых. Условия содержания в камерах просто ужасные, многие болеют туберкулезом, говорят подследственные.
По словам начальника Лукьяновского СИЗО Александра Васюка, капремонт в следственном изоляторе не проводился. «Выделяемые средства идут на локальные ремонты крыш и канализаций», – отметил Васюк. Что касается болезней, то подследственных с открытой формой туберкулеза лечат за пределами изолятора в Гостомеле, но при этом с начала года в Лукьяновском СИЗО от болезней скончалось 13 подследственных, еще двое покончили жизнь самоубийством.
В Минюсте заверяют, что решить проблемы можно только путем строительства нового СИЗО. Построить его планируют за два года и за счет инвестора, которого выберут во время конкурса в конце этого года. «Это возможно в рамках государственного и частного партнерства, которое использовали европейские партнеры. Они привлекали инвестора, который вначале строил новое учреждение за городом, а после на месте старого возводил жилые дома и ТЦ. Сейчас мы оцениваем, во сколько может обойтись строительство нового СИЗО под Киевом. Предварительно — около 30 миллионов долларов. Проект того, что появится на месте СИЗО, будет согласован с киевлянами», – заявляет первый замминистра Севостьянова.
Думают в Минюсте и над местом, куда можно переселить СИЗО. «Под Киевом, в управлении пенитенциарной службы, есть несколько участков, в Буче и Коцюбинском. Или участок предложит нам власть Киева», – поясняет Севастьянова. Не против в министерстве создать музей на месте СИЗО, но появится ли он – решит инвестор.
За основу проекта будущего СИЗО могут взять один из вариантов следственного изолятора, построенного в Польше, какого именно – пока не уточняют. В самой Польше одним из показательных СИЗО считается «Варшава-Бялолэнка» на 1400 человек. Тут с заключенными работают психологи, а врачи следят за их здоровьем и даже могут сделать рентген. Камеры рассчитаны на четверых человек (по 3 кв. м на каждого) с двухэтажными кроватями, отгороженным санузлом и стеклопакетами на окнах. Есть камеры для некурящих и людей с ограниченными возможностями, для которых оборудованы и спецдушевые кабины.