Хотя Украина совсем еще молодая по меркам жизни страна, мы привыкли к тем правам и свободам, которые имеем сегодня. Трудно представить, что еще четверть века назад запорожцы были вынуждены отстаивать свою независимость, свой родной язык, свою культуру. Первые ростки борьбы с советским режимом зародились в Запорожье в конце 80-х вместе с созданием регионального центра Украинского Хельсинского союза. РепортерUA встретился с его участниками и попросил вспомнить, как это было.
Вместе с перестройкой запорожцы ощутили, как подул ветер свободы. Активно просыпаться запорожское общество начало в конце 1988 года, – уверен один из членов УХС Александр Черненко.
История Александра началась еще с его рождения, и для этого были все предпосылки – репрессированный дед, украинские традиции в семье и, конечно, общение только на «соловьиной». Открытием для него в конце 80-х стали труды украинских историков, которые тщательно скрывали советские власти. Тогда-то Александр и познакомился с основателем УХС в Запорожье Сергеем Айбабиным и примкнул к общественному движению, цель которого как нельзя лучше выражала желание его активистов – независимость Украины и борьба за человеческие права.
Александр Черненко
По нынешним меркам деятельность тогдашнего УХС в Запорожье была вовсе не радикальной и довольно-таки скромной – издание и распространение газет и листовок, агитация, митинги на площади Фестивальной, которая, по словам Александра, тогда именовалась у активистов «Гайд-парком», по примеру Лондона. Но и эта деятельность уже была вызовом для советской власти и погрязшего в коммунистической идеологии общества. По словам Александра, не единожды членов УХС арестовывали за политические акции:
– Я помню, в 1991 году был один из первых митингов, который проходил под экологическим лозунгом около мединститута. Там впервые мы подняли желто-голубой флаг, и там нас арестовали.
Сейчас об этом мало вспоминают, но первый памятник Ленину на востоке Украины повалили именно в Запорожье. Это также была одна из политических акций УХС.
– Оглашено независимость – 1991 год. Кравчук, глава ВРУ на тот момент, издает указ о декоммунизации. Мы, согласно этому указу, как послушные граждане, 22 апреля, в день рождения Ленина, идем на вокзал Запорожье-2, нас семь человек, накидываем петлю на голову Ленина, он падает. Я пригласил знакомых журналистов. На митинг пришел один милиционер, который выглядывал и прятался. Мы осознанно шли на этот акт, чтобы зафиксировать эту политическую акцию. Шла декоммунизация, мы хотели показать пример того, что должна делать наша власть, – рассказывает Александр Черненко.
Активное участие в УХС принимал и Александр Попов. По его словам, в Запорожье в 90-е как раз-таки не хватало политической силы, которая бы боролась за Украину, а не за абстрактные идеи. Такой организацией стал УХС.
– Начиналась перестройка, начала пробиваться правда. В газете «Литературная Украина» опубликовали один из Универсалов УНР. Мы читали то, что не было раньше доступно. Когда учился в школе, думал, что наш учебник по истории – это какое-то недоразумение. Там ничего не было – только рассказы про Шмидта и коммунистов, – рассказывает Александр Попов. – Я был причастен к созданию политклуба «Сич», он находился в ДК ЗАЗ. Интересные идеи обсуждали там. Это был апрель 1989 года. Мне сказали, что в Запорожье есть активист УХС. Я его вычислил, это оказался Сергей Айбабин. Так и началась моя деятельность в его рядах.
Александр Попов
Александр вспоминает, что в то время прогуляться с флагом по Запорожью было очень вызывающе. Однажды Сергей Айбабин предложил провести акцию – выйти с украинским символом на улицу Иванова и пройтись до проходной «Мотор Сичи».
Примечательны и события, которые происходили в Запорожье и накануне провозглашения независимости Украины.
– Помню день накануне, 23 августа. Тогда нас арестовали. С утра мы начали агитировать запорожцев – раздавали и клеили листовки. Мы нагрузили машину материалами и поехали. Агитировали на Космосе. Уже выезжали оттуда, когда к нам подъехало несколько машин. Сказали остановиться и тянули в райотдел. Мы, конечно, упирались. Из Коммунарского райотдела нас повезли в горотдел и уже там нас отпустили. Оттуда сразу же на площадь Фестивальную поехали. Там нам сказали, что Украина победила, – вспоминает Александр.
Позже, уже после провозглашения независимости Украины, Украинский Хельсинский союз стал Украинской республиканской партией, которая, впрочем, в своем первоначальном виде просуществовала недолго. И Александр Попов, и Александр Черненко покинули ее после того, как она перестала соответствовать выбранной идеологии. Оба они остаются по нынешний день активными общественниками, при этом занимаясь любимым делом: Попов пишет научные труды об истории родного края, а Черненко работает в Национальном заповеднике «Хортица». О своей революционной молодости оба вспоминают с ностальгией и сожалеют только о том, что в 90-е был упущен уникальный шанс вывести Украину на новый уровень развития. Теперь же они надеются на новое поколение, утверждая, что события 2014-го очень напоминают 1991 год.