Один из лучших философов Украины Вахтанг Кебуладзе на днях побывал в Запорожье с презентацией собственной книги – сборника эссе «Чарунки долі», а также с лекцией на невероятно узкую, на первый взгляд, тему: «Сексуальный конструктор Милана Кундеры», которую автор взялся рассматривать через роман «Невыносимая легкость бытия».
Запорожский гость – доцент КНУ им. Шевченко, один из самых популярных преподавателей Киево-Могилянской академии, автор и переводчик монографий по феноменологии, а также фронтмен рок-группы «Джин». Отметим, что Вахтанг Кебуладзе обсуждал с запорожцами литературу в рамках лектория «Читацький щоденник».
Путешествие по страницам романа «Невыносимая легкость бытия» известного чешского писателя Милана Кундеры, к счастью, не ограничилось лишь его драматичным сюжетом. Раскрывая грани человеческой сексуальности с точки зрения определенного места и времени, Кебуладзе не только выстраивает конструктор основных черт и условий существования главных героев, но и затрагивает сопряженные темы: политику и эротику, психологию детства и сексуальность, неисчерпанные комплексы и личную жизнь, историю и художественный вымысел.
– Почему я выбрал для анализа именно роман Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия»? Во-первых, потому что именно эта книга сыграла в моей жизни значительную роль, я перечитывал ее неоднократно; во-вторых, я убежден, что Кундера в этой книге наиболее точно раскрыл сексуальность, эротизм европейца 2-й половины ХХ столетия. Он очень удачно ухватил ее специфичность, и потому я взял к рассмотрению именно этот роман, а из данной презентации родилось мое эссе «Порно и «Конец Европы», – говорит философ.
Кебуладзе подчеркнул, что в разные периоды жизни он перечитывал «Невыносимую легкость бытия», открывал ее для себя заново, дополнял, анализировал, понимал – строил конструктор.
– Для меня лично этот роман сыграл эмансипационную роль – формирования моей собственной сексуальности, собственного отношения к эротизму и в искусстве, и в литературе. Как по мне, диагнозом моего поколения является извращенное понимание сексуальности, поскольку мы воспитывались на русской литературе так называемого Серебряного века. Сейчас могу сказать, что, как по мне, это просто ужасная литература – она абсолютно извращенная, создающая извращенный образ человеческого эротизма. Когда человек в 14–15 лет подходит через эту литературу к сексуальным отношениям, то это просто коллапс, – убежден автор презентации.
Кундера же, по словам Вахтанга Кебуладзе, стал своеобразным «антидотом» против извращенности подачи сексуальности человека авторами Серебряного века. «По крайней мере, – считает философ, – известный чешский писатель как будто лечит раны, причиненные российским Серебряным веком».
Роман «Невероятная легкость бытия», по сюжету которого Филип Кауфман снял довольно удачный фильм, стал основой для выстраивания сексуальных архетипов Европы конца ХХ века. Четыре главных героя Кундеры снова оживают, раскрывая основы своих отношений, их проблематику и свойства на базе личных психологических закладок.
Кундера неоднократно повторяет о том, что «герои моего романа – это мои собственные нереализованные возможности». Кажется, писатель таким образом освобождает себя от оков собственных комплексов, выплескивая их на бумагу. Он создает проникновенно человечный мир героев, замкнутых в собственных «кубиках» из четырех стен, две из которых настолько выпуклы, что в любой момент могут раздавить любого из них их же собственной проблемой как точкой опоры. Неспроста философ рассматривает каждого героя в отдельности, как это делает Кундера, но при этом вычленяет по два основных базовых момента, от которых зависит и на чем основывается сексуальность каждого из них. Они и являются теми самыми точками опоры, сдвинув или «перетопив» которые, можно утонуть в проблеме. Впрочем, это лишь видение Вахтанга Кебуладзе, который, – по собственному усмотрению, – разбирает конструктор чешского писателя. И здесь «кубики» эротичности каждого из героев – это либо спасательный круг – то, на чем зиждется образ, либо же пошатнувшаяся точка опоры – плотина, через которую прорывается опасный турбулентный поток.
– Герои Кундеры, по большому счету, – это части одной личности – личности писателя. Он сам неоднократно заявляет, что к реальности они не имеют никакого отношения, а являются его нереализованными фантастическими возможностями. В конце концов, это не люди, а его выдумки, на чем он постоянно настаивает по ходу всего романа. Именно эта мысль Кундеры дала толчок моим размышлениям и этой презентации. Мне захотелось посмотреть на части сексуальности каждого из кундеровских героев, как на детали конструктора, комбинируя которые, мы можем сложить сексуальность любого человека, – говорит Кебуладзе.
Роман Кундеры интересен также своей полифонией. Он состоит из четырех голосов основных героев, а потому нельзя сказать однозначно, кто из них важнее или более прав. Философ анализирует чувства и эротические побуждения каждого героя в отдельности, выводя по две детали «конструктора» у каждого из героев. Например, для одного из главных персонажей – разведенного хирурга Томаша, появляющегося в первой главе романа, важна эротика, как выдумка. Если говорить о влиянии профессии на личность, то, как для хирурга, для него эротика является не чем иным, как эпистемологическим скальпелем – личным инструментом познания мира и людей.
«Невыносимая легкость бытия» объединяет четырех персонажей, которые показывают читателю свой способ восприятия, отношения и эротизм так, как они это понимают, и каждый из них имеет равное право голоса, позволяя собрать целостную модель этого конструктора. В ходе беседы Кебуладзе также анализирует личность других героев: Терезы (жены Томаша), Сабины (его любовницы) и Франца (влюбленного в Сабину).
В то же время философ отмечает, что в романе Кундеры немаловажную роль играет политическая линия: например, момент вторжения «дружественных» советских войск в Чехию, насаждение коммунистических идей агрессивным способом (оккупацией) – и здесь Кебуладзе проводит параллель с тем, что происходит сейчас в Украине, – а также терпение, с которым чешский народ пытается приспособиться или освободиться от оккупанта. В романе Кундера буквально все важные события и передвижения героев связывает с политической ситуацией, которая влияет на их эротические образы и поведение. Например, кровавый сон Терезы с Томашем-агрессором в главной роли или эмиграция главных героев.
В целом философ отмечает, что и политика всегда так или иначе связана с эротизмом: либо это столь привлекательная для женщин власть, которой может в той или иной мере обладать каждый политик; либо же комическая расстановка позиций на местах, выводящих политиков на порноуровень.
– Я попробовал взглянуть на роман Кундеры с научной точки зрения. По сути, этот роман – эксперимент, который никогда не будет завершен. Я нашел это, но история эта многослойна, так что ищем дальше. Лично я, как философ, анализировал именно на уже готовом фундаменте, ничего не придумывая, я выдергивал оттуда все, что там уже есть. Все эти слова и акценты есть в самом романе. Возможно, мои интерпретации вышли за границы самого Кундеры, но все эти детали там есть, – отмечает Вахтанг Кебуладзе.
По мнению лектора, Милош Кундера все время вплетает политику в эротику и здесь невозможно понять эротизм главных героев без политического бэкграунда.
– Вся эротика этих персонажей понятна именно на фоне всех тех политических событий, которые происходили после Второй мировой воны. Сначала – это страшная война, потом – приход коммунизма, оккупация Советским Союзом цивилизованных стран со своей устоявшейся политикой – это приход той самой «солидарности бездушных» и восстание единиц против нее, которое прорисовывает героев, их характеры и связи. Не знаю, можно ли в то же самое время, например, в американской литературе найти что-то подобное. Путь Кундеры такой… это создание архетипов сексуальности европейца второй половины ХХ века. И эта сексуальность, как ни странно, связана и с политикой. Отчасти это элемент насилия, который несет за собой любая политика и любой политик, – резюмировал философ.
В процессе анализа и обсуждения романа философ также сравнивает литературу российскую и западную. Например, то, как в литературе, религии и культуре рассматривается идея зла.
– В российской литературе Серебряного века и православии, к сожалению, идея зла рассматривается, как что-то изначальное и самодостаточное, с чем нужно смириться. Например, у Достоевского мы видим это постоянно. Европейские писатели пытаются разобраться, откуда берется зло, из чего оно произрастает, потому как оно не возникает на ровном месте, и что с этим делать, – считает философ.
Отметим, что в этот день Вахтанг Кебулдзе презентовал также собственную книгу издательства «Старого Лева». «Чарунки долі» – это сборник эссе, в котором нет сквозного сюжета. Впрочем, отдельные рассказы связаны между собой, в них мелькают те же имена и истории, но в разных контекстах – так, впрочем, и плетется ткань человеческой судьбы и истории. На страницах книги встречаются философы и художники из разных стран и времен. Автор заставляет их говорить друг с другом. Из этого разговора и рождаются новые истории, из которых и составлена книга.