На этой неделе Верховная Рада должна рассмотреть законопроект об обеспечении взыскания в доход государства необоснованных активов, или о так называемой спецконфискации (№ 5142). Как сообщили РепортерUA в департаменте информации и коммуникаций с общественностью Секретариата Кабинета министров Украины, принятие данного документа позволит конфисковать средства членов «семьи» беглого Януковича.
Закон вводит институт взыскания в доход государства необоснованных активов до окончания уголовного производства, в ходе которого они и были обнаружены. Необоснованные активы – это имущество, законность происхождения которого не доказана, но подозреваемый в уголовном производстве относительно коррупционных преступлений фактически может им пользоваться и распоряжаться.
В мировой практике этот механизм называется «гражданская конфискация». Такой механизм, скажем, был применен латвийским судом: в бюджет Латвии было взыскано почти 50 млн евро, на которые в 2014 году наложен арест по требованию Украины. Прокуратура Латвии установила, что эти средства получены преступным путем, но личность преступников и принадлежность их к юрисдикции Украины доказана не была. Аналогичный механизм был применен США по «делу Лазаренко».
Благодаря этому закону Украина может истребовать средства экс-чиновников, которые заблокированы сейчас по ходатайству Генпрокуратуры Швейцарии, Великобритании, Кипра, Австрии и Лихтенштейна. Цель закона – оперативно возвращать в казну средства коррупционеров-беглецов.
На какое имущество распространяется действие закона
Действие закона распространяется на имущество с признаками необоснованного происхождения. То есть отсутствуют достаточные основания полагать, что оно приобретено на средства из законных источников и обычным путем. Собственником этого имущества является лицо, которое, во-первых, подозревается в совершении коррупционного преступления, во-вторых – скрывается от следствия.
Формальным владельцем таких активов может быть юридическое лицо, но при этом есть все основания полагать, что подозреваемый де-факто может влиять на имущество такого юрлица. Нормы закона могут быть применены только к ограниченному кругу активов, их довольно легко трансформировать. Например, это валютные ценности, деньги на счетах, которые несложно перевести в ценные бумаги и наоборот. Соответственно, свойство этих активов быстро трансформироваться из одного вида в другой наделяет злоумышленников возможностью выводить их за пределы круга зрения правоохранительных органов.
Почему нужен этот закон
О чем на самом деле говорится в новом законопроекте и чего там нет, рассказывает заместитель министра юстиции Антон Янчук. По его словам, средства бывших чиновников, которые квалифицируются правоохранительными органами как добытые преступным путем, до сих пор не взысканы в полном объеме. Это означает, что инструменты, которые сейчас существуют – конфискация, предусмотренная в уголовном праве, и специальная конфискация – в некоторых случаях не работают.
Именно поэтому возникла необходимость в разработке нового инструмента, который позволит устранить этот пробел в законодательном регулировании. Законопроект № 5142 предусматривает процедуру взыскания необоснованных активов в доход государства в гражданском процессе в исковом производстве.
За основу взяты методические рекомендации по конструированию законодательства о взыскании необоснованных активов за пределами уголовного производства, разработанные Всемирным банком. Это означает, что у решений украинских судов о признании активов необоснованными и взыскании таких активов в доход государства появятся все шансы быть выполненными за пределами страны. То есть, независимо от того, где эти средства, на счетах каких банков и в каких юрисдикциях, если украинский суд вынесет решение на основании указанных норм и в соответствии с предусмотренной процедурой, то в дальнейшем это решение может быть признано и исполнено в любой стране путем применения инструментов международной правовой помощи.
Мифы о спецконфискации
– Если новый закон заработает, у каждого можно будет отобрать его имущество. Нормы закона могут использоваться для рейдерских захватов.
По словам Антона Янчуа, все эти мифы абсолютно беспочвенны. Чтобы применять нормы закона, во-первых, должно быть открыто уголовное производство, во-вторых, только по коррупционным преступлениям, в-третьих, только в отношении лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.