
С добрым утром, запорожцы! В этот день, 3 февраля, 529 лет назад португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш достиг мыса Доброй надежды – южной оконечности Африки.
Мыс Доброй надежды не является самой южной точкой Африки, так как самая южная точка континента – мыс Игольный, который располагается в 155 км от мыса Доброй Надежды. Однако береговая линия Африканского континента здесь впервые поворачивает на восток, открывая проход из Атлантического океана в сторону Индийского. Он является самой крайней юго-западной точкой Африки, что подтверждает и надпись с точными координатами, установленная на площадке перед мысом. Капский полуостров, достигнув в этом месте своей самой южной точки, далее загибается чуть к северу и обрывается в океан высоким и крутым скалистым мысом – Кейп-Пойнт, координаты которого дают его положение на 45 метров севернее мыса Доброй Надежды, хотя именно на Кейп-Пойнте установлен маяк под названием «Мыс Доброй Надежды». Отсюда возникает известное недоразумение, легко объяснимое при обзоре на местности, где видно, что суда «огибают» именно Кейп-Пойнт, за которым открывается бухта Фалсбай, куда заходит теплое течение из Индийского океана. По этой причине температура воды на восточном берегу Капского полуострова всегда на несколько градусов выше, чем на его западном побережье, омываемом водами холодного Бенгельского течения из Антарктики.
В 1488 году мыс Доброй Надежды был открыт для европейцев португальским мореплавателем Бартоломеу Диашем и назван мысом Бурь. Экспедиции Бартоломеу Диаша была поставлена задача – найти морской путь в Индию вокруг Африки. До Индии Диаш не дошел, но стал первым европейцем, который обогнул Африку с юга. Косвенно ему в этом помогли страшные бури, несколько дней трепавшие его корабли. Когда бури стихли, потерявший ориентацию Диаш направился на север и 3 февраля 1488 года уткнулся в побережье, которое «поворачивало» на северо-восток. Так был открыт путь в Индийский океан. Диаш был вынужден уступить требованиям взбунтовавшейся команды и не пошел дальше. На обратном пути он увидел выступающий в море мыс, который назвал для себя мысом Бурь, ибо в этом месте постоянно свирепствовали жестокие штормы. Однако португальский король Жуан II переименовал мыс, оправданно надеясь на то, что теперь откроется морской путь в Индию.
В 1497 году Васко да Гама, обогнув мыс Доброй Надежды, проложил этот морской путь до индийского побережья. Таким образом, «Добрая Надежда» короля Жуана оправдалась, и за мысом на века закрепилось его знаменитое имя.