Более двух лет назад в Запорожье появилась общественная организация «Helper Запорожье» во главе с Данилом Щербаковым, работа которой направлена на помощь горожанам в решении проблем, касающихся, в частности, жилищно-коммунального хозяйства. На протяжении всего времени представители СМИ, городской и областной власти, горожане могли наблюдать, как на странице в социальной сети организации и самого Данила Щербакова появлялись различные посты о той или иной проблеме, а также информация об их решении. Некоторые связывают данную деятельность главы организации с подготовкой к предвыборной кампании. РепортерUA решил встретиться с Данилом Щербаковым и разузнать, кто такой главный запорожский «хелпер» и какой путь пришлось пройти, чтобы о нем говорил весь город.
Я прошел такой путь, который я хотел бы, чтобы прошли мои дети.
– Расскажите о себе, кто такой Данил Щербаков и как удалось стать тем, кем Вы сейчас являетесь?
– Я родился в самой обычной семье. У меня есть два брата-близнеца, всего нас у родителей трое. Отец работал на заводе у станка. Я учился в спортивной школе: занимался плаванием и другими видами спорта. Наверное, в то время это было модно, как сейчас сидеть в телефоне. Школа, институт внутренних дел. Но понял, что правоохранительные органы –это не мое, и ушел в коммерцию. Родители всегда учили меня зарабатывать деньги своим трудом. Уезжая в Киев, родители могли помочь мне только в покупке билета на дорогу. Я прошел такой путь, который я хотел бы, чтобы прошли мои дети. Тернистый путь, который научил меня зарабатывать деньги. В Киеве работал, начиная с грузчика, бармена, далее стал арт-директором в клубе «Промзона», тогда немножко ударился в шоу-бизнес, появились определенные связи. Был этап, когда я работал ночью в пекарне. И вот вспоминаю один момент: я отработал ночную смену и утром уже собрался ехать домой, как ко мне подошла женщина, которая также там работала, и вручила мне два пакета. Я удивился и спросил, что это. А она мне в ответ: «Бери синку та йди». Когда я пришел в общежитие, то увидел, что в пакете три килограмма сливочного масла, мука, сахар, сгущенка – в общем, много всего. Мне понравилось там работать (смеется). В общежитии я менял масло на тушенку, у кого-то – на самогон, чтобы день рождения отметить. Вот такой бартер был. Но все было бы хорошо, если бы через месяц я не набрал десять килограммов, и тогда я понял, что это не моя работа. С тех пор не люблю ромовые бабы. Потому что в то время я брал эту ромовую бабу, окунал в шоколад и ел. И вот таких штук десять за ночь. Потом я вернулся в Запорожье из Киева к родному человеку, а далее свадьба, дети и т.д.
– Мне известно, что Вы являетесь руководителем компании по продаже морепродуктов. Как удалось создать подобный бизнес?
– До этого я прошел очень долгий и тернистый путь. Работал в компании «АВК» торговым представителем, а позднее начал работать в других компаниях (супервайзер, начальник торгового отдела и отдела продаж). Потом случился в Украине кризис, когда курс с пяти вырос до восьми гривен за доллар. В результате то предприятие, на котором я работал, а я работал руководителем отдела продаж, развалилось. И я поехал в Херсон к компании-конкуренту, которые меня долго звали. Ранее я, ввиду своей порядочности, никогда не соглашался на их предложения. Но уже когда понимал, что нечего выбирать, а нужно кормить семью, то принял решение уехать в Херсон и отработал там около года на должности коммерческого директора на предприятии. Это была сеть супермаркетов «33 квадратных метра». У меня до сих пор отличные отношения с собственниками. Через год вернулся снова в Запорожье и занялся собственным бизнесом, в который «подтянула» меня моя подруга. Мы занялись направлением морепродуктов. Тогда это только развивалось в Украине. Это импорт морепродуктов, это то, что не каждый день мы едим: угорь, тунец, тигровые креветки. Мы сделали первый в Украине фестиваль суши, который успешно провели в «Капиталисте». Это было около пяти лет назад. Было здорово. У нас были клиенты в разных городах Украины, а в Запорожье заказчиком был «Токи бар». И мы рассказали людям, что это такое и с чем это едят. На данном фестивале люди пробовали сами готовить суши. Это был больше такой маркетинговый ход. По Украине мы провели еще около шести таких фестивалей. Открыли и в Донецке такой филиал. А потом случилось АТО... Это немного подорвало бизнес, потому что наши основные мощности были в Донецке. Для меня это был стресс, мы много чего потеряли. Например, контейнер угря, который скушали благополучно товарищи оттуда и не отдали за это больших денег. Поэтому было тяжело. Но я не стал останавливаться. На сегодняшний день мы потихонечку работаем. Девочка, с которой мы начинали, уехала за границу. Также сегодня я помогаю различным предприятиям развивать свой бизнес: мы заключаем контракты, я веду исследования и т.д. Мне хочется делиться своим опытом. А в качестве отдушины появилась организация «Helper Запорожье».
– Расскажите, как возникла идея создать общественную организацию?
– Ну, во-первых, у меня появилось больше свободного времени. Если честно, я сам себя называю больным человеком. Сейчас уже все понимают, что я немного сдвинут на своей работе. Но я получаю кайф от того, что я делаю. «Helper Запорожье» вот уже будет два года с момента выдачи мне печати и официальной регистрации. На самом деле появились мы немного раньше, начинали с социальных сетей. Было такое, что доброжелатели удаляли группу, потом мы опять восстанавливали. А родилось название организации благодаря моему товарищу – теперь уже куму – Андрею Усенко. Он все время меня так называл – «хелпер» – и сказал, что нужно выходить на более высокий уровень. Так создалась группа в социальной сети, начали понемногу добавляться в нее люди, сразу добавились мои друзья, знакомые, те, кто меня давно знает. Я теперь понимаю, что если бы не те же соцсети, люди, то, может быть, и не получилось бы такого результата. На первых этапах было тяжело, но в то же время интересно. Я ночью могу проснуться, и если у меня возникает какая-то мысль – сразу записываю. Все идеи рождались ночью. Нельзя по-другому.
Не скрою, мне предлагали баллотироваться на предыдущих выборах в органы местного самоуправления
– Есть люди, которые считают, что, став общественным деятелем и помогая другим людям, Вы таким образом готовите почву для того, чтобы участвовать в выборах. Как Вы к этому относитесь и как далеки от политики?
– Это же нормально. Я очень сейчас далек от политики, если не считать мои походы в исполком, городской совет, комиссии, на сессии. Я хочу сказать, что на сегодняшний день я не собираюсь баллотироваться. Не скрою, мне предлагали баллотироваться на предыдущих выборах в органы местного самоуправления. Люди знали меня еще до создания «Helper Запорожье». Но я отказывался от данных предложений. На сегодняшний день я с уверенностью могу сказать, что я и «Helper Запорожье» можем сделать больше и делаем больше, нежели некоторые депутаты. Поэтому вопрос о получении какой-то корочки депутата на сегодняшний день – я не вижу в этом необходимости. Но я скажу честно, что я этого не исключаю. И вот мне пишут: давай, в мэры баллотируйся. Хотя не исключено. Но наша реальность такова, что в основном побеждают деньги, а не доброе сердце или какие-то добрые инициативы. Поэтому вот так оно и есть. Сейчас мы меняем город и самих людей. А людей нужно менять в первую очередь. Основная цель – донести информацию, мне очень хочется, чтобы наши люди начали верить в себя. Мне уже предложили проводить социальные мастер-классы, чтобы рассказывать людям, как нужно поступать в той или иной ситуации, помогать находить рычаги влияния на власть. Я думаю, мы еще дойдем до этого. Сейчас у нас появилось мобильное приложение, благодаря которому мы стали еще ближе к людям. К сожалению, нет финансовой возможности, чтобы его продвигать.
– А если бы Вы стали мэром, что сделали бы в первую очередь?
– В первую очередь, наверное, я бы осуществил кадровые перестановки в некоторых инстанциях и поставил бы тех людей, которые действительно любят город, а не деньги. А если любят деньги, то город должны любить больше. А на самом деле это тяжелая работа, непростая, ответственная. Но скажем так: до тех пор, пока у любого запорожца будут спрашивать о том, какого мэра они помнят, и все будут говорить об одном Поляке, то будет у нас все грустно. Мы ведь знаем, что могут быть мэры, которых народ помнит и любит. Я лично был знаком с Поляком, а познакомились мы с ним, когда я был курсантом и как раз стоял на КПП. Вижу, идет генерал. Вот он ко мне подошел, я немножко испугался. А он начал распрашивать о том, как мои дела, как учеба, служба, и в конце вручил свою визитку. Она меня несколько раз даже спасала. Мне очень хотелось бы, чтобы оценка любого чиновника, градоначальника была не просто отзывами каких-то заряженных людей, прессы. Это когда ты идешь по улице и спрашиваешь результаты, и то, что человек скажет, – это самое важное.
– Где ищете финансирование на проведение различных мероприятий, организованных «Helper Запорожье»?
– Если говорить о наших глобальных мероприятиях, то там очень четко прописано, кто в них участвует. Хочу отметить, что это люди, которых я знаю лично, это люди, которым я доверяю, которые завтра не придут и не скажут, что я им что-то должен, это люди, с которых я не беру денег. Мы ни у кого не берем денег. С миру по нитке. Кто-то угостит вкусняшками, кто-то напоит в жару во время субботника, кто-то футболки и кепки закажет, и так мы проводим мероприятия. Последнее мероприятие – «Цирк без обмежень». Так вот также нашлись меценаты и друзья, с которыми мы вместе сделали отличный праздник для особенных деток. Я от этого получаю удовольствие. Моя семья меня в этом поддерживает. Моя бабушка мне всегда говорила: «Внучок, когда ты делаешь добрые дела, они тебе добром возвращается». И это действительно все возвращается, может, не деньгами, а позитивом и чем-то хорошим. Пока у меня есть такая возможность, я буду это делать.
– Проведением какого мероприятия остались довольны больше всего?
– Да они все разные и интересные по-своему. Хочется отметить, что практически каждое мероприятие становится ежегодным. С велопробегом получилась не очень приятная ситуация. Потому что велосипедисты сначала обратились к нам, инициировали, а потом не приехали. Просили нас помочь обратить внимание на проблему отсутствия велодорожек, а в итоге приехали только три человека от их организации, а все остальные были наши активисты и горожане. Радует, что с каждым годом становится все больше желающих принять участие в субботнике. В этом году было около 300 человек, также с каждым годом все больше детей участвуют в уборке территории.
Мы – как кость в горле вот тем ребятам с проспекта Соборного
– Есть ли интересные проекты на будущее?
– У нас много планов. Было много договоренностей, мы собирались делать в этом году большое мероприятие – Всеукраинский чемпионат по регби на инвалидных колясках. Уже много чего было сделано, пока не случилась плачевная ситуация с членом нашей организации – инвалидом-колясочником Алексеем Чабановым, который пострадал от рук мануального терапевта. Но думаю, мы все же когда-то проведем такой чемпионат. Также будем продолжать проводить различные конкурсы: на самый страшный подъезд, самую страшную платежку и т.д. Все инициативы направлены на результат, и я могу смело сказать, что мы это сделали не для того, чтобы национальные каналы об этом рассказали, а для того, чтобы показать результат. Конечно, мне приятно, и какая-то в этом есть доля корысти, что о нас говорят. Но без этого нас никто бы не знал. А так нас с каждым днем становится больше, такие сюжеты заставляют людей действовать. У нас девиз: «Змусимо владу працювати». И, с одной стороны, мы – как кость в горле вот тем ребятам с проспекта Соборного (мэрия. – Ред.). Но в то же время нас уважают.
– В каких городах открыты представительства «Helper Запорожье»?
– Наши представительства открыты во всех крупных городах нашей области. Готовится открытие в Мариуполе, Киеве. Приложение уже назвали «Helper Украина». Людям это интересно.
– Хотелось бы вспомнить проект «Из грязи в князи». Чем все закончилось?
– Тяжелый очень проект, но мы за него взялись. Мы занялись одним парнем, помогли ему, но не показали это широкому обществу, потому что эти люди – они тяжелые во всех отношениях. У нас реально было все готово, мы подключили и салон красоты, и магазин одежды, но все заканчивалось на том, что мы этого человека одели, обули, а он благополучно куда-то пропал. То есть сложно, когда человек ходит, собирает бутылки, а ты собираешься поменять его жизнь. Тяжело перепрошить такого человека. Проект интересный, думаю, мы к нему вернемся. Но сделаем более щепетильно.
– Есть ли поступок, за который Вам было стыдно, и тот, которым Вы гордитесь?
– Конечно, есть. Думаю, каждый человек может такие назвать. Стыдно за то, что мало времени могу уделять своей семье, так как иногда мне приходиться задерживаться на работе, но я стараюсь оперативно на это реагировать, потому что работа работой, а семья семьей. Горжусь своей семьей: у меня замечательная супруга, специалист, акушер-гинеколог, она дарит жизни деткам каждый день. Мне подарила двоих замечательных детей. Горжусь, что когда-то я сделал то, что нужно было сделать гораздо раньше, и то, что приносит пользу тысячам людей.
– Если бы Вы узнали, что завтра наступит конец света, как бы прожили последний день?
– Я бы провел его в полете на ракете подальше от планеты Земля, чтобы не застать конец света. Наверное, так. Если бы я жил сам, то оказался где-то на Гавайях, лежа с бутылкой бурбона. Но поскольку у меня есть семья, то я их бы посадил в ракету и улетел бы.
– Боится ли чего-то запорожский «хелпер»?
– Боюсь высоты. Страх – это нормальное чувство.
– Последняя книга, которую Вы прочитали?
– Последняя книга – это административное право и уголовный кодекс ввиду моей деятельности. Я знакомился с юридическими нюансами, чтобы быть в курсе изменений в законодательстве.
– Какой город в Украине, кроме Запорожья, выбрали бы для жизни?
– Я очень люблю и в то же время не люблю Киев. Люблю за то, что это столица, где больше возможностей. Но не люблю из-за шума и пробок. Мне очень нравится Умань. Если там будут хорошие дороги – будет замечательно. Тихий город, мы с семьей ездим туда частенько, там очень красивый парк.
– Что пожелаете нашим читателям?
– Хочется пожелать стать всем «хелперами» в душе и снаружи, любить свой город и говорить о всем, что их беспокоит, не молчать. Говорить, говорить и еще раз говорить. Поскольку если вы не стучите в двери, то вам никто не откроет, а как показывает практика, то это реально. Стучите – и вам откроют, ну а мы всегда рядом.
– А представителям власти?
– Крепкого здоровья, успехов в их работе, ну и уважения к тем людям, которые отдали за них голоса. Делать все, чтобы доверие к ним росло, и росло оно не за гречку, а за их дела, которые будут оценены каждым из нас.