В воскресенье, 3 июня, Запорожский государственный цирк представил заключительную программу, которая закрыла сезон, – «VIVAT ЦИРК!». В программе праздника – жонглеры, дрессированные животные, клоуны, акробаты, а также артисты такого жанра, как воздушный полет. С последними во время их репетиции удалось пообщаться журналистам РепортерUA.
Руководитель номера «Воздушный полет» Михаил Севрюков рассказал о том, что привело его в цирк, с чем приходится сталкиваться артистам, а также об особенностях жизни воздушных гимнастов.
– Это было давно, почти 20 лет назад. Я занимался спортивной гимнастикой, и мне предложили пойти в цирк, попробовать этот вид искусства. Я пришел, мне понравилось. И вот осенью этого года будет 20 лет, как я борозжу просторы манежа, – рассказал Михаил. – Есть цирковые школы, цирковые студии, которые занимаются с детьми малого возраста, от четырех, пяти лет и выше. Но есть такие, как я, которые занимались спортивной гимнастикой или другим видом спорта и потом приходят в цирк, их обучают другие люди. Они совершенствуются, развиваются, могут пойти в один жанр, другой, третий, как кому интересно. График у нас плотный, мы ежедневно репетируем. Не так много, как хотелось бы. В программе много артистов, и распределяется каждому по часу, по два, по три, в зависимости от того, кому сколько нужно и как распределено время. Занимаемся каждый день, кроме выходных. На выходных у нас представление, когда одно, когда два. Нельзя без репетиций, если мы не репетируем – мы теряем форму, а если теряем форму – мы нехорошо работаем.
Михаил Севрюков второй слева
По поводу режима дня или питания Михаил Севрюков отметил, что специальных диет или подобного они не придерживаются. Единственное – не есть перед выступлением, особенно тем, кто кружится под куполом цирка.
– Семье нравится, – отметил мужчина на вопрос о том, как его родные относятся к профессии главы семейства. – У меня жена, есть сын пятилетний, и мы с женой познакомились – она была медсестрой, я работал в цирке, и в цирке мы и познакомились, она пришла на представление. Ей понравилось, и она закончила свою карьеру медсестры и начала со мной кататься в цирке.
В жанре воздушной гимнастики Михаил Севрюков работает уже 15 лет, а его номера увидело множество городов как Украины, так и всего мира.
– Мы и в Америке были, и в Европе были, и в Азии. Много стран, не везде, конечно, не в каждом городе, но мы стараемся выезжать и показывать этот жанр разной публике.
Постановками номеров обычно занимаются режиссеры-постановщики. Что-то артисты делают сами, а если чего-то не хватает, то нанимается хореограф, нанимается режиссер, который видит картинку, и она потом осуществляется. Михаил рассказал, что только трюковая составляющая номера «Воздушный полет» готовилась около года. Теперь же периодически номер обновляется, добавляется что-то новое.
На вопрос о форс-мажорах Михаил рассказал, что случается много незначительных.
– Значительный был тогда, когда уже работали в «Воздушном полете», где-то десять лет назад это было. И мы работаем без сетки на страховочных лонжах, то есть мы должны пристегиваться. И верхний парень, который должен был лететь, не пристегнул лонжу по причине забывчивости, и была команда уже на то, чтобы он пошел. И его девушка схватила за ноги и не дала ему сделать трюк, потому что это могло закончиться плачевно. На момент выступления мы не показываем внутренние эмоции. То есть мы улыбаемся так же, как и любые артисты или актеры. Когда выходим за кулисы, уже обсуждаем, как это могло случиться, и волю эмоциям даем.
Костюмы для артистов шьют по заказу, готовятся эскизы, подбирается ткань, чтобы была удобной и тянулась, цвет, и шьется под каждого.
РепортерUA таже поинтересовался у участников номера «Воздушный полет», как их судьба привела в цирковое искусство. Кто-то до выступлений профессионально занимался спортом, кто-то – танцами, и уже или по своему желанию, или по приглашению однажды решили попробовать себя в таком искусстве. К примеру, гимнастка Ольга Петрик уже 19 лет своей жизни посвятила цирку.
– Я занималась гимнастикой, поступила в институт в Киеве, и на третьем курсе меня пригласили просто посмотреть репетицию «Воздушного полета». И я сидела высоко, а так как я комплекции маленькой, то сразу видно, что я гимнастка. И им как раз нужны были гимнасты. Ко мне подошел руководитель номера, спросил и попросил попробовать. Я попробовала, мне очень понравилось, и до сих пор нравится.
Внимание и восторг зрителей помогают артистам во время выступлений особой энергией, да и после часто приносят много радости. Ольга Петрик с теплом вспоминает первый город, в котором она выступала после выпуска, – это была Одесса.
– Больше всего за 19 лет мне запомнился дедушка. Он практически плакал. Он вышел с газеткой, в которой были цветочки. И это было так трогательно и так замечательно, я была так благодарна, – вспоминает артистка. – Потом за границей работали. Тоже в конце, когда на поклон выходим, вышел мужчина, протянул руку. Я думала, он поздороваться хотел – подошел близко-близко к манежу. Я протянула руку и понимаю, что он вложил что-то. Уже когда вышла за кулисы, увидела, что это деньги. Вот настолько за границей благодарят. Ему было очень приятно, потом он подошел и сказал: «Мне настолько понравилось. И извините, пожалуйста, я очень хотел подарить цветы, но цветов у меня не было», – и он принес деньги. Я ему сказала: «Приходите с цветами и больше так не делайте».
Семьи артистов хорошо относятся к их работе, но выступающие отмечают, что родственники часто скучают и просят приезжать почаще, потому что им приходится надолго уезжать на гастроли. Некоторые родители или родные изначально были против циркового искусства, некоторые сразу поддержали, но спустя какое-то время все они понимают, что цирковая жизнь – это не работа, а состояние души.
В цирк приходят только те, кто по-настоящему увлечен, кто горит этим, кому нравится. Нравится и летать под куполом, и выполнять сложнейшие трюки, и заниматься с животными, нравится кочевать по миру, смотреть новые города и страны. А самое главное 2 нравится приносить взрослым и детям чувство радости, веселья и восторга.