Со 2 по 12 августа в Глазго (Великобритания) проходит чемпионат Европы по водным видам спорта 2018 года: плавание с 3 по 9 августа, плавание на открытой воде с 8 по 12 августа. Этому знаковому событию приурочено эксклюзивное интервью РепортерUA заслуженного тренера Украины, заслуженного работника физической культуры и спорта Украины Ивана Проскуры. Встреча с ним состоялась в Запорожье во время Кубка Украины по плаванию «Мистер Баттерфляй» под сводами запорожского бассейна «Славутич». В последние годы Иван Пертович работает по контракту в столице Омана городе Маскат, однако положение дел в запорожском и украинском плавании в целом ему по-прежнему хорошо знакомо.
На трибуне для зрителей в статусе украинского тренера-легионера на Ближнем Востоке Проскура выглядел предельно сосредоточенным и буквально каждый заплыв пропускал через себя, а после окончания соревнований и вовсе дал волю своим чувствам и впечатлениям.
– Иван Петрович, трудно было решиться на работу за рубежом, да еще в столь жарком регионе?
- Владелица одного спортивного клуба Маската настойчиво приглашала меня к себе на работу с 2011 года, но ее предложения, даже как пенсионеру, показались мне не столь привлекательным. Однако она оказалась настойчивой, и я таки решился попробовать себя ради спортивного интереса – хотелось посмотреть, как работают за границей. Первое знакомство с работой откровенно разочаровало – спортсмены совершенно не мотивированы материально, поскольку все люди там материально обеспечены. Но есть и приятные исключения. Как-то одна мама привела в бассейн крепкого, рослого, хорошо координированного парня и тот сразу заявил: «Хочу плавать, как олимпийские чемпионы Джон Вейсмюлелр или Марк Спитц». Мне, конечно, такой подход к делу понравился. Разочарование последовало чуть позже, когда он пришел на вторую тренировку лишь через три дня после первой. Я его спросил, почему, мол, ты пропустил две тренировки, на что он весьма дипломатично ответил: «Вы же тренер умный и знаете, как надо тренировать». Он просто не понимал, что в спорте надо тренироваться практически ежедневно, что плавание – это очень тяжелый труд. Более приучены к труду, более прилежны в тренировках европейские и американские дети. Сейчас у меня, к примеру, тренируется Катя Мигунова из семьи украинских авиаторов, работающих в Омане. Сначала не все у нее получалось, однако прошло полтора года, и сегодня она показывает отличные результаты, как для начинающей юниорки. Если бы у меня там было 10 таких детей, я был бы просто счастлив!
– Но так бывает, видимо, у многих тренеров?
- Естественно, но всегда хочется лучшего. Показательный случай в моей тренерской практике был с юной девчушкой из Америки. Ее папа сразу сказал мне: «Нам не нужны медали чемпионатов мира и Олимпийских игр. Мне надо, чтобы моя девочка попала в Стэнфордский университет и благодаря плаванию получала там стипендию. Все остальное за вами, мистер коуч». Надо отметить, что в самом начале тренировочного процесса ее результаты были более, чем посредственны. Но она проявила завидную целеустремленность, показала сильный характер, и через два года стала местным лидером – сегодня в Омане сильнее ее нет никого, она часто побеждает в соревнованиях стран Ближнего Востока. А я на своем опыте убедился, как здорово умеют работать американцы. Есть у меня интересные ученики из Индии, которые неподдельно преклоняются перед белыми людьми, и со мною разговаривают, как с каким-то Властелином! Все они старательно тренируются, и одна девушка призналась, что хочет поступить у себя на родине в юридический университет на медицинский факультет. Я тут же рассказал ей, что в Запорожском государственном медицинском университете учится много ее земляков, что там работает профессор Виталий Сыволап, который в возрасте 50 лет стал чемпионом Европы и бронзовым призером чемпионата мира по плаванию среди ветеранов, что 50 метров брассом он проплывает быстрее 30 секунд! Словом, так вот спонтанно прорекламировал возможности нашего края.
– А как вообще Вы там адаптировались к новой жизни?
- Сначала было все сложно, но через 4 месяца приехала жена, и все само по себе нормализовалось. К сожалению, своей работе так сказать не могу, потому что пока у меня нет таких спортсменов, какие были в Запорожье. Наши пловцы сильно мотивированы, и с таки людьми хочется работать. В Омане же у большинства слишком вальяжное настроение и такое же отношение к тренировкам. Кстати, в Маскате я работаю с 2014 года, а в 2015 году подписал 4-летний контракт. Осталось отработать там еще полтора года, и честно говоря, хочется быстрее вернуться домой. В финансовом плане там все нормально, однако с точки зрения спортивного интереса далеко не все меня устраивает.
– Иван Петрович, по всему видно, что у вас достаточно сил и желания для того, чтобы приносить пользу украинскому плаванию.
- У нас здесь тоже не все так гладко. Сегодня разговаривал с одним тренером, бывшей хорошей спортсменкой, и оказалось, что она не слишком хорошо понимает некоторые истины. В Запорожье есть перспективный 17-летний брассист Никита Коптелов, однако тренер Игорь Бондаренко никак не может вывести его на высокий международный уровень. Думаю, что тренер Юрий Афанасьев мог бы поднять его результат. Наверняка могла бы это сделать и моя ученица, Светлана Бондаренко, в прошлом именитая брассистка, сейчас тренер СДЮШОР «Спартак». Вообще, мне обидно, что на Кубке Украины 2018 года показаны не ахти какие результаты, а женщины вообще не плывут! Одна лишь Дарья Наджафова (Степанюк) сносно проплыла дельфином: что-то похоже на международный уровень. Но и это результат примерно 20-30-й в мире. Мне действительно обидно, потому что в свое время посчастливилось стоять у истоков плавания независимой Украины, становлению СДЮШОР «Спартак-КПУ» все свои знания и силы посвятил ее директор мастер спорта Леонид Семенович Хацаревич. Спартаковская школа по праву гордится своими воспитанниками: заслуженным мастером спорта, вице-чемпионом Олимпийских игр 2000 года в Сиднее на дистанции 200 метров стилем баттерфляй Денисом Силантьевым; заслуженным мастером спорта Украины, финалистом Олимпиад 1996 и 2004 годов, двукратной чемпионкой Европы, серебряной призеркой чемпионатов мира Светланой Бондаренко; мастером спорта международного класса Владимиром Николайчуком, Ольгой Мукомол, Ростиславом Сванидзе, Еленой Грицюк… И вот к чему мы приплыли! К счастью, у меня еще есть силы и знания, но как сейчас можно что-то изменить, если в корне нарушена система подготовки? С другой стороны, смотрю, дети есть хорошие, фактурные, особенно девочки, но они не плывут. Это не результаты, и это даже не плавание!
– Логично встает вопрос: кто виноват, и от кого в большей степени все это зависит: от тренеров или от руководства Федерацией плавания Украины?
- Система подготовки, видать, не та. Я знаю, что в Украине есть много хороших тренеров, но им почему-то не дают работать. Я этого не могу понять. Уверен, что Турчин из Киева, Шамич из Донецка, Карташов из Днепра и ряд других тренеров в состоянии вывести плавание Украины на высокий международный уровень, но они каким-то образом оказались не удел, по большому счету. Никак не могу понять, почему так происходит? А может, потому, что тренеры меняются, а руководители все те же? И это очень плохо. Должно быть движение руководящих кадров, должен быть приток новых сил в руководстве.
Раньше, к слову сказать, тоже были свои сложности, но были и результаты. Взять, к примеру, нашу школу плавания «Спартак». Высоких результатов мы добивались, не в последнюю очередь, за счет спецклассов: скрупулезно набирали группы девочек, и они плыли. На высоте были Светлана Бондаренко, Михайлова, Любовь Король, Деревянко. Сейчас спецклассов нет и тренерам приходиться работать с двумя-тремя спортсменами. В США, к примеру, у тренеров в группе занимается порядка 40 человек! У них, правда, есть по два помощника. И там у каждого тренера конкуренция внутри группы. У нас же в группе по два человека и они со временем, как это ни странно, начинают управлять тренерами! Да, результат зависит и от тренера, и от спортсмена, но так не должно быть. Отсюда у тренеров и появляется неуверенность в завтрашнем дне. А еще у нас катастрофически мало бассейнов. В свое время, ни мне, ни моему сыну Даниилу почему-то не давали работать в «Славутиче»? Видимо, я кому-то был неугоден или кому-то перешел дорогу. Не от хорошей жизни мне пришлось искать работу в соседней стране, где море новых бассейнов без тренеров и детей. До 2004 года мы элементарно побеждали Россию, а сейчас они плывут намного сильнее нас. Справедливости ради отмечу, что в «Славутиче» первые два года моей команде отличные условия для работы создал директор СК «Мотор Сич» Юрий Сычев, однако после его ухода все начало меняться в худшую сторону, хотя у меня в то время тренировались три заслуженных мастера спорта и два мастера спорта международного класса. Не исключено, что плодотворной работе всего коллектива тренеров и спортсменов, как это ни парадоксально звучит, мешал сам директор СДЮШОР Юрий Шестаков. Судя по всему, он же инициировал и всяческие тривиальные интриги.
Однако, несмотря ни на что, приятно видеть, что и у нас все же плавание потихоньку возрождается: особенно в Западной Украине, именно в том регионе. Подают определенные надежды и пловцы Донецкой и Луганской областей. Я плохо представляю, как они там выживают, да еще приезжают на соревнование и выигрывают медали! Кстати, пловцы этих областей и раньше отличались командным духом, а сегодня они хорошо выглядят в основном за счет Северодонецка. Меня радуют успехи Михаила Романчука и Андрея Говорова, но я не симпатизирую нынешнему тренеру Андрея – бразильцу Да Сильва, у которого больше одного года никто не тренируется. Я, конечно же, желаю Говорову новых успехов, мне понравилось, как он плыл дельфином в рекордном заплыве!
– Есть ли у Вас желание удивить мир плавания на Олимпиаде 2024 года или заняться, например, большой политикой?
- Политикой я точно не буду заниматься, потому что это большая грязь. А в плавании много воды, которая многое смывает, умиротворяет. На высокий уровень сейчас не многих можно вывести. Если мы в 2024 году будем выглядеть так, как в 1993 году, то в следующие 4-8 лет пловцы Украины будут конкурентные в Европе, в мире. Но как это сделать, сейчас я не очень четко представляю. Сегодня плаванием Украины продолжают рулить тренеры-ретрограды, от того и движемся мы, кажется, больше в другую сторону. Да я и сам, видимо, становлюсь таким же.
– Но работа за рубежом все же приоткрыла перед вами новые горизонты, придает новые силы, добавляет уверенности.
- Что-то новое, конечно, я увидел, однако чувствую себя немножко ущербленным. Но сдавать позиции все же не собираюсь.
– Чтобы бы вы пожелали плаванию Украины, как части нашей культуры, в целом на перспективу?
- Не сдаваться, во-первых! У нас действительно много талантливых детей и таких же тренеров. Хотелось, чтобы мы все объединились вокруг идеи вывода нашего вида спорта на должный уровень. Мне очень больно смотреть на все наши неурядицы. Однако консолидирующая роль в этом деле должна все же принадлежать Федерации плавания Украины. Но когда люди сидят у властных кабинетах по 30-40 лет, и за это время мы ничего существенного не сделали, а напротив, завели дело в глухой угол или даже пошли в другую сторону, думаю, настало время быть более ответственным и деятельным! И обязательно пересмотреть свое отношение к работе, быть более мобильным, идти в ногу с быстротекущим временем. Потому что так дальше жить и работать нельзя! Стыдно!