Осень для культурных меломанов началась с самого ожидаемого события – знаменитого фестиваля Koktebel Jazz Festival. На этот раз фестиваль прошел в неожиданно камерном формате близ Запорожской области – на Арабатской стрелке в Счастливцево (Херсонская область).
Мало кто не в курсе, что с 2003 по 2014 годы именитый «Джаз Коктебель» проходил в Коктебеле. Open air охватывал на тот момент не только украинских, но и российских, а также белорусских слушателей. Он шумел, гремел, а главное пел, привлекая не только эстетов – любителей джаза, – но и просто многочисленных тусовщиков под палящее крымское солнце и соленые волны Черного моря.
После аннексии Крымского полуострова создатели фестиваля не почивали на лаврах, находя силы и средства для проведения праздника джаза в Одессе (с 2014 по 2018), а также в Киеве (2019). Исключением стал только 2020 год – год разгара пандемии COVID-2019, который сильно ударил не только по бизнесу, но и по культуре. Меценаты охладели к музыке, потеряв значительные части прибыли. Меломаны отвыкли от живых выступлений любимых музыкантов.
Да, Koktebel Jazz Festival 2021 походил больше на ряд концертов качественных музыкантов, создавших «локальный драйв для своих», чем на тот самый легендарный оpen air на берегу Черного моря. Кто-то разочаровался, не обнаружив в Счастливцево крымского (и даже одесского) «Джаз Коктебеля», мы же решили зайти «за сцену», чтобы увидеть текущие события изнутри и познакомиться с музыкантами.
Президент, идейный вдохновитель фестиваля Лилия Млинарич о формате, рисках, результатах:
- Мы, как и все, и не только жители Украины, провели целый год в своих домах, ограничивали свой круг общения, скучали за встречами с друзьями, «живыми» концертами, фестивалями, спектаклями. Запрос жителей Украины на возвращение формата массовых событий, конечно же, есть. Но есть и ковидные реалии: ограничения, связанные с карантинными требованиями, низкий уровень вакцинации в стране, процессы децентрализации и реформирования разных отраслей экономики, включая и креативный сектор. К примеру, официальные билетные операторы заранее контролируют максимальную наполняемость залов и площадок, чтобы в случае изменения цвета зоны не превысить предельное число посетителей.Ведь подано обращение МОЗ к КМУ и скорее всего, начиная с 13 сентября, проводить концерты можно будет только с наполнением зала 50% и/или из расчёта 1 человек на 4 кв.м.
И фестивальные организаторы, и концертные агентства в этих условиях вынуждены как бы «перестраховываться» и не могут планировать что-то в среднесрочном периоде... Плюс ко всему, длительный карантин просто «съел» оборотные средства этих предприятий и заставил уволить большую часть сотрудников. Что касается российских исполнителей - то их привоз вызывает дополнительные организационные трудности не только логистического и финансового плана, но и необходимость изучать отношение того или иного музыканта к вопросам посещения Крыма, отношениям между Украиной и РФ, получать разрешение в СБУ. И мы всегда считаемся с мнением нашей публики, для которой оккупация Крыма и угроза государственной независимости Украины является чувствительным маркером.
Организаторы о камерности Koktebel Jazz Festival. Arabatka:
- Давайте скажем откровенно, до 2014 года у Фестиваля были постоянные спонсоры как украинские, так и российские, были и гранты известных международных организаций. Украинские государственные органы ни на общенациональном, ни на местном уровне никогда фестиваль не поддерживали тогда и не поддерживают сейчас. Мы как бы не «в фокусе» и вне модных трендов. Мы уже сформированы в своём видении популяризации новой импровизационной публики.
Кроме того, и война, и карантин не улучшили финансовое положение украинцев, и средний чек европейского фестивального абонемента(от 150 до 300 евро) для многих пока недоступен. А продажа билетов и абонементов - это как раз и есть возможность привезти крутых хедлайнеров, которых хочет видеть и наша публика.
Вернуть можно все, но нужно искать средства для этого. Мы ищем и нашли в этом году партнера Проект USAID «Экономическая поддержка Восточной Украины». Обратите внимание, что нас рассматривают как кейс развития туризма в регионе, который сильно пострадал и от войны, и от карантина - говорит президент фестиваля Лилия Млинарич.
В этом году партнер Фестиваля Проект USAID “Економічна підтримка Східної України” поддержал новый формат, который был придуман, как специальный Koktebel Jazz Festival: Arabatka.
На прошедшем Koktebel Jazz Festival выступили более 40-ка коллективов и отдельных исполнителей. Мы поговорили с отдельными музыкантами относительно формата, планов и организации.
Майк Кауфман-Портинков о камерности:
- Саме слово «фестиваль» налаштовує на нові зустрічі, новий досвід, нові можливості. Далі – вибір, тобто, кожен обирає для себе, що є новим, що є корисним, що є зайвим.
Цей фестиваль не став, в цих сенсах, виключенням. Те, що на одній сцені зійшлися майже всі резиденції, то не є показником камерності, просто такі умови цього року, і все. Але досвід – цікавий. Чому? – відповім на прикладі резиденції, якою я опікувався: Джаз енд блюз.
Навіть, якщо залишити цю ретро-мушлю тільки за цією резиденцією, то все одно, вибудується три напрямки: мистецтво; клуб; попса. На мою думку, це не пов’язано з репертуаром («авторське» не означає відсутність попси, або традиційний джаз не є показником клубу; колаборація різних напрямків може бути мистецтвом, а може бути попсою). Межа тут дуже тонка й визначається вібраціями. Що дуже важливо – то готовність публіки сприйняти ці вібрації, відчути їх.
Формат фестивалю – складний формат, але він потрібен. Для мене були відкриття на цьому фестивалі, все за принципом паретто)) Коли чисті вібрації людини співпадають з Небесними вібраціями, стає диво. Їх було небагато, але вони – дива – були.
Антон Слепаков - лидер группы "Вагоновожатые" о новых вызовах и планах:
- Мне кажется, такой «домашний» формат фестиваля и задумывался учредителями, как единственно возможный из всех вариантов. После пандемии большая часть организаторов концертов испытывает очень нелёгкие времена. Мне вообще кажется, что нынешнее лето и его насыщенный график мероприятий в такое короткое «окно» - праздник. Люди очень скучали по всему этому полтора года. У «Джаз Коктебеля» вдвойне сложная ситуация: потеряв главную локацию на аннексированной территории, фестиваль уже который год борется, сталкиваясь с новыми трудностями в новых географических точках.
Не все это понимают, к сожалению, и всё-таки мне кажется, количество негатива по тому или иному поводу минимально. Мы чётко отдавали себе отчёт о нынешнем положении вещей и честно, не строили никаких иллюзий. Можно конечно придираться и найти массу огрехов и несостыковок, касательно тайминга выступлений, например. Но только зачем? Мы давно знаем «Джаз Коктебель», и сразу договорились, что это будет дружеский камерный формат без гигантского размаха и мегаусловий. Так всё и вышло. Мы поставили уверенную жирную точку в летнем сезоне, который у нас получился очень насыщенным и плотным.
Про осень пока ничего не знаем. Мы энергоёмко старались задействовать лето, свежий воздух и максимально безопасные условия для публики, памятуя о всяких карантинных ограничениях, которые к сожалению могут быть введены осенью на закрытых площадках. Не только мы, весь мир, затаив дыхание, ждёт, что будет дальше.
Dudu Band о себе фестивальных впечатлениях:
- Группа Dudu Band была создана 2 года назад, грузинским музыкантом Дуду Дудуния. Мы играем музыку в стиле этно, джаз, фолк, регги, так как эти стили очень близки по духу всем музыкантам в коллективе. Любим микшировать народную и авторскую музыку, используем стихи грузинских и украинских классиков, создаём новые композиции в оригинальной аранжировке.
Опен эйры очень любим, выступали на многих украинских фестивалях. 2019 на Leopolis Jazz Fest во Львове, Kartuli Fest в Киеве, Боржоми Фестиваль, Киев, VedaLife, Киев, «Сказочный Город» в Киеве и Одессе.
На Koktebel Jazz Festival: Arabatka нам очень понравились джазовые исполнители и, конечно, публика, которая нас тепло принимала.
Панк-группа «Куклы Клауса» о своей музыке, политических смыслах:
- Джаз - это музыка свободного духа. Мы говорим о том же, только на языке своей гармонии - арт-панка. Наверное, наша музыка - это наша рефлексия на те противоречия реальности в которых живем.
Все мы родом из Севастополя, потому "Куклы Клауса" начинались как севастопольская группа. После нашего переезда в Киев и поступления на кинофак ( КНУ им. Карпенка-Карого) мы решили возобновить группу но уже немножко в другом составе.
Что касается политизации: музыка и спорт неотделимы от политики кто бы что не говорил. Потому что прятать голову в песок и делать вид что не замечаешь окружающей реальности это неправильно и глупо. Социальные и политические проблемы всегда вместе с нами. И если мы уже играем панк-рок, то давайте говорить честно о том, что нас беспокоит. Обманутые крымчане и их кураторы с северо-востока украли у меня родину. Мы не можем не говорить об этом. Да мы достаточно политизированы как любые сознательные граждане своей страны.
- Koktebel Jazz Festival - прекрасный фестиваль. Прежде всего он интересен своей атмосферой и как повод расширить рамки представлений о современной музыке в Украине и не только. Но помимо этого он важен именно в том формате в котором проходит сейчас - кочевом. Это важно не только для фестивальной аудитории, которая путешествует за ним год за годом вне зависимости от того где он проходит. Это очень важно для того региона куда он приходит.
Организаторам выражаем свое уважение и восторг.
Павел Шепилов - людер Deluxe Blues Band об участии в фестивале,трудностях, организации и организаторах:
- Непосредственно на участие в этом фестивале мы "встряли" буквально в последние дни перед пре-пати. Организаторы внимательно рассмотрели нашу заявку и сразу ее одобрили. Мы уже выступали на Jazz Koktebel в 2012 году, поэтому нам было, с чем сравнивать, и можно с уверенностью сказать, что условия выступления стали лучше - особенно с точки зрения профессионализма и отношению к музыкантам.
При этом нужно принять во внимание всякие трудности, связанные с организационными моментами (а я уверен, что их было огромное количество), поэтому кое-какие недочеты можно списать именно на них. Например, регламент выступления и некоторые бытовые вопросы. Но на самом деле - все это мелочи. Поскольку основная задача фестиваля - сделать счастливыми, как можно большее количество людей. И на мой взгляд, организаторы Jazz Koktebel с этой задачей справились.
- На Jazz Koktebel все в порядке вещей - музыка звучала на любой вкус и на любые предпочтения любого слушателя - от закостенелого меломана до случайного прохожего. Ну, моя совесть чиста - джаз вышел из блюза, а мы исполняли блюз (пытались исполнять), как авторский, так и известные стандарты.
Мы подготовили часовую программу, состоящую из авторского материала и некоторых нетленных произведений таких блюзменов, как Вилли Диксон, Биби Кинг, Элмор Джеймс, Роберт Джонсон и других. Однако, непосредственно перед выступлением (так как оно слегка задерживалось), пришлось урезать его до 45 минут. Уф, у нас были неожиданные проблемы с аппаратурой, но все решилось.
На чек мы примчали без опозданий, однако само место выступлений с акустической точки зрения оказалось очень специфическим. Техническая команда фестиваля и звукорежиссер справились профессионально - спасибо им отдельное. Наш технический райдер был выполнен полностью (а этим может похвастаться не каждый организатор). Звук был очень крутым. Поверьте, что для той площадки - даже более чем крутым. Собственно для музыканта на сцене качественный звук - это важная составляющая комфортного выступления. На сцене нам было комфортно, мы кайфовали (в определенных смыслах и в определенных местах) - поэтому я уверен, что в "зале" звук был еще лучше.
- Вторая важная составляющая (пожалуй, даже важнее первой) - это фидбек от зрителей. Если мы смогли заставить зрителей танцевать, это хороший признак, что публика увлечена и мы движемся в правильном направлении. Зрители танцевали уже буквально с первой песни. На наших концертах я люблю поговорить, но не в этот раз - время поджимало, слушатели тоскуют по музыке. Поэтому интерактива было немного, тем более что основной элемент моего шоу (выход в "зал") был исключен в виду технической поломки одной штуки. Но, исправим. Попрыгали, потанцевали, поулыбались, посмеялись - только разогрелись, но уже было пора уходить со сцены. Увидимся снова!
- Наверное, не стоит говорить о том, что орагнизаторы сами не совсем довольны местом проведения - там было много абсолютно разных причин, проблем, вопросов и нюансов. Понравилось ли нам, как музыкантам, участие в этом фестивале? Однозначно - да. Условия приятные, техническое обеспечение профессиональное, отношение к музыкантам душевное, зрители с лихвой возвращали назад на сцену ту энергию и чувства, которые мы вкладывали в свою музыку. На мой взгляд, публика тоже осталась довольна, и каждый нашел то, что искал, - резюмирует Павел Шепилов.
Jazz Koktebel 2021, прошедший в первую неделю сентября на Арабатской стрелке в поселке Счастливцево остался позади. Музыка звучала почти под шум волн, здесь же были открыты творческие мастерские, проходили культурные чтения.
Мы благодарим организаторов за то, что не оставляют идею джаза на море, искренне надеясь, на то, что первый год «попуска» пандемии, когда формат оpen air, худо-бедно вернулся, – не упадок, а всего лишь начало нового пути Koktebel Jazz Festival.