- Почему служители церкви ездят на дорогих машинах, обвешиваются золотом и дорогими часами? Что в этом христианского? Как выбрать для себя действительно праведного священника?
-
В Христианстве считается важным преображение внутреннего человека от «ветхого» к «новому». Неважно, во что человек одет, что он кушает, или какие у него часы. Важно отношение человека ко Христу. Мы знаем о святости царей и нищих, мудрых и неграмотных простецов. Святой Иоанн Кронштадтский и святая Ксения Петербуржская жили в одном городе. Один был далеко не беден, а другая – нищая юродивая. Но находились современники, которые осуждали обоих. А мы с вами знаем, что они оба служили Богу и людям, каждый своим Даром.
Вы спрашиваете: «Что христианского в том, что священники пользуются материальными благами?» В этом нет ничего не христианского, если они пользуются вещами, а не вещи обладают людьми. Прочитайте историю из Евангелия от Луки 19: 1-10 о богаче Закхее. Закхей с помощью Божией изменился. Он не стал нищим и получил благословение от Господа. Найдите священника в котором вы видите человека, идущего к Богу путем святых отцов. Апостол Павел сказал: «Подражайте мне, как я Христу».(1 Кор 4, 16). Вот и Вы старайтесь найти того, кто воплощает Евангелие в своей жизни.
-
- Почему рождество Христа празднуют зимой, если он родился, когда пастухи пасли овец на улице, а значит было еще тепло, и явно не зимой? И второй вопрос: Символ и форму Пасхи часто относят к фаллическим символам язычников, с которыми христианство смешалось после крещения Руси. Приведите цитаты из Библии, где говорится о празднике Пасхи (использовании и раскрашивании яиц, которые также освящают в церкви) и как его нужно отмечать. Спасибо.
-
В истории человечества действительно имеют место различные культы, в которых особо почитаются половые органы человека. Отождествление их с Христианством ошибочно. Люди со своеобразным мировоззрением могут видеть в различных предметах некое сходство с чем-то из своего специфического (болезненного – греховного) мироощущения. Например, бутылка шампанского на новогоднем столе может вызвать подобные ассоциации, но мы знаем что, это просто вино, которое «веселит сердце человека».
У Аввы Дорофея в книге «Душеполезные поучения» есть такой эпизод. «Положим, что кому-нибудь случилось стоять ночью на некотором месте, – не говорю, чтобы то был монах, но кто-нибудь из городских жителей. И вот мимо него идут три человека. Один думает о нем, что он ждет кого-нибудь, дабы пойти и соделать блуд; другой думает, что он вор; а третий думает, что он позвал из ближнего дому некоего друга своего и дожидается, чтобы вместе с ним пойти куда-нибудь в церковь помолиться. Вот трое видели одного и того же человека, на одном и том же месте, однако не составили о нем сии трое одного и того же помысла; но один подумал одно, другой другое, третий еще иное, и очевидно, что каждый сообразно со своим устроением».
Пасха Церкви – это Воскресший из мертвых Христос, а то о чем спрашиваете Вы, относится к благочестивым традициям христиан – разговение после Великого Поста, во время которого христиане со всей решительностью старались разделить в себе добро и зло, Христианство и язычество.
Символическое значение яйца как начала новой жизни было известно и ранее. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.
Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: «Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).
Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Онтологический статус артоса не позволяет добавлять в него ничего лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических веществ. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь!
Однако в пасхальном куличе, этом артосе, перенесенном на праздничный стол, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества, готовность услышать любую молитву, прийти на помощь последнему грешнику. Оригинальная форма пасхи — усеченная пирамида, символизирующая Гроб Господень.
Что касается первой части вопроса. Выпас овец в зимнее время практикуется даже в некоторых областях России, не смотря на наличие снега, о чем свидетельствуют прилагаемые фотографии. В Средней Азии, пасти овец зимой – обычное дело. Тем более это возможно в Палестине, где средняя температура января от -6 до +18°С и снег выпадает редко. Поэтому, пастухи вполне могли пасти овец в январе.
Но, важно другое. Церкви не известна точная дата Рождества Христова, так как она не указана ни в Евангелии, ни в других источниках. Поэтому христиане никогда не считали эту дату предметом веры. С тех пор, как Христианство сменило язычество, Церковь старается перевести внимание людей с языческих праздников на христианские, поэтому, сознательно устанавливает свои священные воспоминания в дни почитаемых язычниками праздников. Так, например, празднование Рождества Иоанна Предтечи установлено в день Купала и т. д.
Празднование Рождества Христова сложилось в Риме, примерно в IV веке. День его пришелся на конец декабря, когда у язычников были Сатурналии, гуляния, посвященные языческому божеству Сатурну. Языческий праздник знаменовал собой окончание сельскохозяйственных работ и был связан с представлением о рождении нового Солнца (продолжительность дня до 22 декабря уменьшается, а после, начинает увеличиваться).
Св. Иоанн Златоуст был большим энтузиастом распространения Рождества Христова во всем Христианском мире. Он говорит в своих проповедях о красоте этого праздника и о том, что дата его вполне могла совпадать с 25 декабря, как мы его сейчас празднуем (в настоящее время, церковный календарь не совпадает с мирским; в тот день, когда в церкви 25 декабря, в миру – 7 января). По словам святителя, в эти дни рождается не небесное светило, а истинное Солнце, Христос!
-
- Может быть, мой вопрос немного путанный. Что значит личная свобода в семье, возможно ли быть свободным в браке, где ее границы и есть ли они вообще, если говорить о свободе?
-
Каждый человек это понятие трактует по-своему. Быть свободным - от чего? Семья - это соединение Богом двух личностей, процесс сложнейший. На свободу Вашей личности никто не посягает. (Христиане предпочитают быть свободными от рабства греху и страстям и все время своей жизни полагают на достижение данной свободы во Христе). Помните, в Евангелии Христос говорит, что Его жизнь не забирают - Он Сам ее отдает ради других, ради нас. «Свобода обладать» и «свобода отдать». Христиане говорят, что блаженней отдавать, нежели брать. Человек, который понимает жертвенность семейных отношений и с таким мировоззрением вступает в брак - поступает верно. И в Вашей и в моей жизни есть множество примеров, когда супруги живут жизнью друг друга и детей и не чувствуюn ущемления своих «свобод», а становятся очевидцами и соучастниками умаления эгоизма и роста любви - как наполнения семьи.
-
- Как должна вести себя жена по отношению к мужу, у которого нет в сердце желания приблизиться к Богу?
-
Всему свое время, «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16). Возможно, промыслом Божьим так устроено, что именно через Вас Ваш муж увидит красоту Христианского мира (любовь, терпение, смирение, верность, милосердие, рассудительность) и обратит свой взор на Христа. Только Господь является Сердцеведцем, мы же не знаем, что находится в сердце другого человека. В истории Христианства есть огромное количество свидетельств, говорящих о покаянии человека в различные периоды его жизни. Наше дело – не осуждать своего ближнего, а смотреть внутрь себя.
-
- Можно ли быть нравственным вне религии?
-
Смотря, что Вы подразумеваете под словом «нравственность». Каждая душа – христианка. Религия говорит о связи человека с Богом, а нравственность –есть способы поведения человека в обществе, т.е. что плохо и что – хорошо. Человеческие сообщества бывают разные. Меняются ли ориентиры для людей, живущих в различных уголках мира, в разных культурах? Богом заложены в человеке некие принципы поведения (те же 10 заповедей). И если Вы говорите о нерелигиозном человеке, то его добро и зло зависит от того социума, в котором он живет. Христиане знают о том, что вне зависимости от взглядов общества и времени, в котором он живет, добро и зло, грех и добродетель остаются неизменными. Попыток у человечества быть «хорошими» без Бога (вне религии) было много. Обратите взгляд в историю. Результатов предостаточно – выбор за Вами.
-
- Что такое раскаяние, что означает – покаяться в грехе?
-
Раскаяние - это момент, когда человек увидел ошибочность пути, следуя которому, пришел ко греху, как к результату. Также, это согласие человека на прикосновение Бога к совести. Это взгляд, направленный в себя. И если человек находит места безбожия, которые выражаются через мнения, слова, поступки - он сожалеет о них, переосмысливая эти ситуации.
-
- Объясните, зачем нужны сложные церковные обряды и может ли человек верить просто в душе?
-
Вера еще не означает Любовь. Можно верить и ничего не делать – так веруют бесы. Они знают, что Бог есть, но это знание не меняет их. Вера христиан носит помимо всего прочего и практический аспект: устранение в себе грехов и страстей и насаждение добродетелей. В этом труде без благодати Божьей, которая подается через Таинства Церкви, не обойтись никак. Пусть Вас не пугает кажущаяся сложность Таинств. Посещая Храм, в который Вам удобнее ходить, не смущайтесь задавать вопросы священнику. Ведь и первоклассник, выполняя задания учителя, к концу учебного года умеет писать и считать, хотя 1-го Сентября эта задача казалась непосильной.
-