Лифт, в котором погибла беременная девушка, жительница Запорожья, собирался по частям из разных стран, а был изготовлен еще в 1971 году, и на момент его установки в доме по адресу ул. Тбилисская, 25 уже переработал срок допустимой эксплуатации (25 лет). Об этом и о том, как проходят заседания суда по этому делу, корреспондентам "РепотерUA" рассказала мать погибшей Ольга Кравец.
"Постановлением суда было предписано о проведении осмотра трагедии с участием независимого эксперта, обвиняемых и потерпевших, а в протоколе отразить, имеются ли на лифте заводские таблички... А потом я случайно узнаю, что вчера утром осмотр лифта проводился следователем и экспертом без нашего участия. Это ведь нарушение закона - постановление суда не соблюдено", - начала Ольга Кравец.
Также продолжается "путаница" с документами.
Ольга Кравец уверена, что дубликат паспорта лифта, в котором произошла трагедия... фальшивый. Такое мнение у женщины сложилось после того, как пришел официальный ответ от двух заводов-изготовителей. В частности, в ответе от Щербинского лифтостроительного завода (Россия), который указан в дубликате паспорта лифта как изготовитель, сказано, что указанный лифт там не изготавливался. Такой же ответ пришел и от Могилевского завода лифтового машиностроения (Беларуссия), который указан на редукторе лебедки лифта.
Женщина уверена, что техсостояние лифта и послужило причиной трагедии, когда замыкание цепи безопасности произошло из-за неисправного блока логики. А теперь это пытаются скрыть.
"Что же получается? Что этот лифт собирали с разных стран... а паспорт лифта фальсифицирован. Это произошло еще в 2004 году, когда лифт проходил модернизацию и тогда был указан как новоустановленный, а на самом деле в нашем доме стоят лифты, установленные еще в 1971 году - проработавшие, на самом деле, уже почти 40 лет", - говорит женщина.
"Эксперты при техосмотре преднамеренно скрыли несоответствие типа и модели лифта, его заводского номера. Есть несоответствия между лифтом, указанным в техпаспорте, и лифтом установленным. Все просто: если бы эксперты указали, что в 2004 году имело место введение в эксплуатацию новоустановленного лифта, то в этом случае им пришлось бы отвечать на вопрос: как могло получиться, что в новоустановленном, согласно техпаспорту, в 2004 году лифте Щербинского лифтостроительного завода 1999 года изготовления оказался блок логики 2003 года изготовления, в который вставлены шесть блоков элементов, изготовленных в разные года и разными производителями. Я стараюсь восстановить события, но информация утаивается, и доказать что-либо кажется практически невозможным", - отметила Ольга Кравец.
При проведении экспертизы специалисты исследовали фактически два различных объекта. Так, по словам женщины, эксперты указали, что в доме установлен лифт с заводским номером 1250, зарегистрированный в теруправлении Госпромнадзора под №7 3576. Вместе с тем, как следует из той же экспертизы, при выезде на место несчастного случая был составлен акт техосмотра лифта под номером 486, зарегистрированный № 73756.
"В уголовном деле идет оригинал паспорта, а не дубликат", - подчеркивает Ольга Кравец.
Напомним, дело сейчас находится в суде, и за произошедшее будут отвечать мастер и электромеханик "Запорожлифтсервис-2", на балансе которого находится лифт по улице Тбилисская, 25. Так, электромеханику грозит от 2 до 5 лет лишения свободы, мастеру - до 8 лет лишения свободы. Сейчас женщина настаивает на том, что за произошедшее должны отвечать директор ООО "Запорожлифт", мастер ЖЭУ, главный инженер "ПРЭЖО № 1", а не те, по ее словам, на которых и "спихнули" вину за произошедшее.
По словам женщины, все ее жалобы и запросы попадают в "круговорот". Так, Ольга Кравец получила письменные ответы на свои запросы по поводу результатов техосмотра и экспертного обследования лифта в доме по адресу ул. Тбилисская, 25. Письменные ответы пришли от Госпромнадзора и ЭТЦ (Экспертно-Технический центр) Запорожья. Но, по сути, утверждает мать погибшей девушки, полученные ответы оказались обычными "отписками", а два предприятия "переводят стрелки" друг на друга и никакой информации не дают.
"А жалобы идут в прокуратуру Орджоникидзевского района, потом - в прокуратуру области, а оттуда - в Генеральную прокуратуру, откуда ... опять возвращаются в районную. Это просто какой-то замкнутый круг с тупиком", - говорит Ольга Кравец.
Сейчас Ольга Кравец отправляет уже третье ходатайство о возвращении дела для дополнительного расследования. Но, по ее словам, женщина не уверена, что дорасследование будет сделано. Также Ольга Кравец готовит ходатайство в Областную прокуратуру о возбуждении уголового дела на ПРЕЖО о подлоге документов и обращения в Генеральную прокуратуру Украины, Президенту и Юстицию Украины, также - второе коллективное заявления в Госгорпромнадзор Украины с просьбой провести дополнительную проверку лифта.
"Все уже забыли о трагедии и просто спасают себя и свои должности, поэтому дело так затягивается, и столько остается вопросов без ответов с "отписками" и отказами", - сетует Ольга Кравец.
Стоит отметить, что следующее досудебное заседание назначено на 9 декабря.