22 сентября в Германии пройдут очередные парламентские выборы. Карамба Диаби, немец африканского происхождения и член правительства земли Саксония-Анхальт, планирует занять свое место среди 600 других политиков.
Карамба Диаби медленно прогуливается по историческому центру Галле с грацией опытного политика. 51-летний иммигрант из Сенегала принимает участие в местной политической жизни более двух десятилетий. Это означает, что он не может и шага ступить, не завязав разговор с кем-то из горожан.
За два месяца до всеобщих выборов в Германии каждое рукопожатие и приветствие обретает дополнительную значимость. Ведь Диаби намерен стать первым чернокожим членом парламента страны. Он терпеливо выслушивает своих избирателей и отвечает им на немецком языке с сильным франко-африканским акцентом.
Иммигранты составляют 4 % всех кандидатов в местный парламент, рассчитанный на 600 мест. Это самый высокий показатель за всю историю Германии. Но страна в этом отношении находится всё ещё далеко позади Франции и Великобритании. Большинство иммигрантов принадлежит к партии Зеленых или Социал-демократов, в то время как в консервативной партии канцлера Ангелы Меркель состоит всего шесть иммигрантов.
В 2009 году Диаби занял третье место в списке партии социал-демократов и прошел в правительство Саксонии-Анхальт. Это увеличивает его шансы на победу в парламентских выборах этого года.
Сам Диаби утверждает, что он не настаивал на должности в Саксонии. Он занял ее по просьбе партии.
Решение поместить его в верхней части списка еще более примечательно, потому что территория Саксония-Анхальт враждебно настроена по отношению к иммигрантам.
Кандидат в парламент переехал в Галле в 1986 году и получил немецкое гражданство в 2001 году. Он признался, что лишь однажды подвергся нападению из-за цвета кожи.
Он объясняет это тем, что восточная часть страны долгое время находилась под коммунистическим правлением и не привыкла к иммигрантам. Настало время менять старые привычки.
Германия нуждается в иммигрантах, чтобы компенсировать падение рождаемости в стране. Хотя немногие политики готовы принимать соответствующие меры. Диаби хочет усовершенствовать систему образования и помочь выходцам из разных слоев общества – иммигрантам, безработным – улучшить свое положение.
Чтобы обосновать свою точку зрения, Диаби вспоминает биографию Антона Вильгельма Амо. Бывший раб стал первым западноафриканским студентом и преподавателем в европейском университете около 300 лет назад. Так совпало, что этот университет находился в Галле.
Самый большой приток иммигрантов из Африки в Германию пришелся на послевоенный период. Освобожденные страны Африки посылали своих лучших студентов за границу на учебу. Диаби оказался одним из них, получив стипендию на обучение в Восточной Германии в период, когда коммунистическое правление медленно угасало.
К 2005 году количество немцев африканского происхождения составило 200 тыс. человек. Сегодня же в Германии вид на жительство имеют более 303 тыс. африканцев.
В последние годы афро-немцы преуспели в спорте, кино, театре и журналистике. Но до сих пор никто не вмешивался в государственную политику. Это свидетельствует о низком влиянии национальных меньшинств на немецкую политическую жизнь. Хотя почти каждый пятый человек в этой стране с 80-миллионным населением – иммигрант в первом, втором или третьем поколении.
Политические партии Германии признают, что иммигранты могут занимать руководящие должности, в связи с изменениями в законе, облегчающими получение немецкого гражданства. Это отличная возможность привлекать иммигрантов к принятию решений и управлению государством вместо того, чтобы использовать их в качестве негативной пропаганды.
Возможно, Диаби станет первым человеком африканского происхождения, который войдет в немецкий парламент. Но он не собирается останавливаться на достигнутом, несмотря на то что будет всего лишь одним законодателем из более чем 600 человек.