Выяснить истинного виновника химической атаки, по всей видимости, не удастся. На этот вопрос не смогут ответить и эксперты ООН, которые прибыли в Сирию 26 августа. Они смогут лишь установить, была ли атака и применялись какие-либо отравляющие средства. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил о том, что «применение химического оружия является грубейшим нарушением всех международных прав».
Мировые СМИ считают, что установление истины, по большому счету, уже и не так важно, ведь участники конфликта обзавелись собственным мнением и выбрали стороны, к которым они хотели бы примкнуть. Так, Британия, Франция и Штаты полностью поддержали повстанцев, которые обвиняют в применении химвеществ сторонников Ассада. В свою очередь, Россия, Китай и Иран полагают, что химическая атака – провокация со стороны оппозиционных сил.
Таким образом, Запад, не принимая во внимание выводы международной комиссии, демонстративно заявил о начале подготовки к военной операции. Некоторые эксперты отмечают, что это решение является «превентивным ударом», который должен остановить неконтролируемую агрессию сторонников Ассада в том случае, если Запад никак не отреагирует на новость о химической атаке.
В свою очередь, министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявил о том, что военная операция в Сирии возможна и без санкции ООН, причиной тому является применение всё того же химического оружия.
Стоит заметить, что мировое сообщество уже подготовилось к «наказанию Ассада». Так, в Восточном Средиземноморье несут дежурство четыре эсминца и несколько подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами. В Аравийском море дислоцируются сразу две авианесущие группы. Военная база Акротири (Кипр) начала принимать военно-транспортные самолёт и истребители с британскими военными на борту. Турция уже давно перебросила артиллерию и авиацию к своим южным границам.
У «ограниченной военной операции» уже есть две, пока еще неофициальные, цели. Первая – преподать Ассаду урок и показать, что осуждение европейских стран – это не просто слова и сотрясание воздуха. Вторая – ликвидировать склады с химическими веществами.
Экспертов несколько пугает вторая цель. Ведь в случае неполного уничтожения военных складов, где хранятся химические вещества, могут уцелеть смертоносные снаряды, которые позднее могут попасть в руки «плохих ребят». С другой стороны, полное уничтожение таких складов может стать причиной неконтролируемого распыления токсичных веществ, что приведет к небывалому уровню смертности как среди военных, так и среди мирного населения.
Военная операция может обернуться и еще одной опасностью для мирного населения. Сторонники Ассада, понимая, что гулять на свободе им осталось совсем недолго, перестанут выбирать приемлемые средства ведения войны, и тогда в ход пойдет всё, что взрывается и стреляет (кассетные бомбы, вакуумные бомбы, химоружие). Кроме того, Запад так и не выяснил до конца ситуацию с поставками С-300. В том случае, если они всё же были поставлены, западную авиацию ждут серьёзные проблемы.
Также сирийская сторона обладает немалым запасом ракет «Яхонт», которые были поставлены ей Россией. Одна такая ракета несёт в себе до 250 килограмм взрывчатки, и летит она со скоростью, которая в два раза превышает скорость звука.
Официальный Дамаск поспешил напомнить Западу о том, что Ассад обещал применить оружие в случае нападения Запада, а потому «ограниченная операция» может быть воспринята как полномасштабное нападение, и Ассад решит выполнить свое обещание в полной мере.
Примечательно, что Запад, войдя в Сирию, не планирует побеждать действующий сирийский режим, а лишь хочет свергнуть Ассада. В случае, если Ассад будет свергнут, его место займут представители Аль-Каиды, что сделает Сирию раем для террористов.
И всё же, даже если Западу удастся быстро свергнуть Ассада, ограниченная военная операция может перерасти в долгую и кровавую войну.