
С добрым утром, запорожцы! В этот день в 1415 году сожгли на костре лидера чешских протестантов Яна Гуса.
Ян Гус родился в местечке Гусинец в Южной Чехии в 1369 г. Он поступил в Пражский университет, в 1396 году получил степень магистра искусств и начал читать лекции. Через четыре года он принял священство и вскоре стал деканом философского факультета. Почти одновременно начал и проповедническую деятельность.
Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам. Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры, но и приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сочинил несколько песен, которые стали народными, и провел реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа.
В 1411 году пражский архиепископ Збинек Зайиц прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV, который оказывал поддержку Гусу. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету».
В 1414 г. Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь. Однако, когда Гус прибыл в Констанц, против него выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета. Он был арестован и заключен в одной из комнат дворца. 6 июля 1415 г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжен на костре. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костер, он якобы воскликнул: «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!). А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то – Гусь, а за мной придет Лебедь!» Через некоторое время на костре был сожжен также Иероним Пражский, один из его сподвижников.