![](https://reporter-ua.com/sites/default/files/styles/220x175/public/uploads/photos/main/8359-otkritki-otkritka-kartinka-dobroe-utro-otkritka-dobroe-utro-s-dobrim-utrom-pozhelanie-dobrogo-utra-sova.jpg?itok=vd8IZn9h)
С добрым утром, запорожцы! В этот день, 20 апреля 1841 года, был опубликован первый детективный рассказ в истории литературы – «Убийство на улице Морг» Эдгара Аллана По.
Впервые рассказ был опубликован в филадельфийском Graham's Magazine. Вместе с рассказами «Тайна Мари Роже» (1842) и «Похищенное письмо» (1844) новелла составляет трилогию, посвященную французскому аристократу Огюсту Дюпену. Наряду с остальными историями цикла и новеллой «Золотой жук» (1843) «Убийство на улице Морг» включают в группу «логических рассказов» или «рассказов об умозаключениях» Эдгара По.
В рассказе Огюст Дюпен, молодой человек, обладающий незаурядными аналитическими способностями, расследует жестокое и загадочное убийство двух женщин, совершённое в Париже, в доме на улице Морг. Для раскрытия образа Дюпена, первого оформленного героя-детектива, и в описаниях его приключений Эдгар По задействовал немало приемов, позднее взятых на вооружение создателями таких популярных персонажей, как Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро.
Биограф Эдгара По Джеффри Майерс резюмировал значение «Убийства на улице Морг» следующими словами: «Оно изменило историю мировой литературы». Произведение часто упоминается как первый детектив в истории, а образ Дюпена послужил прототипом для многих будущих персонажей-сыщиков. Особо примечательно, что акцент в рассказе сделан не на запутанном сюжете, а на анализе происходящих событий. Вклад По в историю детективной литературы отражен в появлении названной в его честь премии, ежегодно присуждаемой организацией Mystery Writers of America.
После выхода в печать рассказ был хорошо встречен критиками. В рецензии газеты The Philadelphia Inquirer были отмечены новизна и глубина произведения, которая «доказывает, что Эдгар По – гений с изобретательской энергией и мастерством, о которых мы знаем не понаслышке». Некоторые более современные читатели критиковали По за несоблюдение концепции интриги повествования, не видя возможности самостоятельно найти разгадку в процессе чтения. Помимо этого, финальный сюжетный поворот и сама идея введения орангутанга в список подозреваемых для некоторых выглядели признаком «вероломства» со стороны автора.