Беа была здоровым, нормально развитым младенцем. Однако во время еды она не знала границ. Она никогда не была сытой. Во время детских праздников она хватала последний кусок пиццы или торта и любую сладость в пределах досягаемости. Пицца с курицей, или с острым перцем, или с жареными кальмарами – ребенок с удовольствием съедал все. В то время как ее брат за год поправился на два килограмма, она набрала в два раза больше.
Результат: в пять лет Беа носила брюки, предназначенные для восьмилетних, соответственно укороченные. Педиатр предупреждала родителей после каждого обследования. Однако лишь когда Беа исполнилось семь лет, мать всерьез отреагировала на предупреждения. «Это было так, как будто я только узнала, что у Беа потенциально смертельная аллергия или диабет», — пишет Дара-Линн Вайсс в своей книге «Wonneproppen» («Карапуз»).
Публикация этой книги и статья в американском издании журнала Vogue в начале 2012 года стали причиной бурных общественных дебатов в Соединенных Штатах Америки: имеет ли мать право публично говорить об избыточном весе своего ребенка, компрометировать его таким образом и унижать? Имеет ли она право сажать своего ребенка на диету? Насколько строгой она может быть? «Родители детей, страдающих ожирением, полагают, что вы унижаете ребенка, если публично отказываете ему в куске пирога, — говорит Дара-Линн Вайсс. — Родители ребенка с нормальным весом, напротив, считают абсолютно приемлемым публично отказать ребенку в сладостях».
«Ожирение не спрячешь»
«Однако ребенок сам знает, что он имеет избыточный вес, — объясняет Томас Райнер из Немецкого общества детской и подростковой медицины (DGKJ). — Другие дети точно скажут ему об этом». Ожирение не спрячешь. «Его видно», — говорит Райнер. Не позднее, чем когда ребенок сообщает о насмешках, необходимо поговорить с ним о его весе. «Прямым разговором, возможно – раньше других людей, вы ничего не добьетесь».
Насколько критически можно воспринимать публицистическую деятельность Дары-Линн Вайсс, настолько острой является проблема детей с избыточным весом – не только в Соединенных Штатах Америки: с середины 80-х годов количество детей с ожирением в Германии увеличилось на 50 процентов.
Проблемой является то, что дети с избыточным весом сами не замечают, что что-то не так. Физически полные дети, как правило, чувствуют себя нормально. Они страдают от насмешек и издевательств своих друзей и одноклассников, однако физических болей нет. О физиологических изменениях, таких как кальциноз сосудов, повышение артериального давления, жировой гепатоз или «возрастной диабет», они еще не знают. Эти повреждения проявятся лишь тогда, когда они повзрослеют. А о здоровой жизни в старости дети, естественно, не задумываются ни на секунду.
Вся семья должна принять участие
«Когда ребенок пытается похудеть, это получается лишь тогда, когда принимает участие вся семья, — говорит Райнер. — То, что я требую от ребенка как взрослый, я должен пережить сам». Иначе ребенок почувствует себя отверженным. Братья и сестры должны следовать тем же правилам. Однако назначать детям с избыточным весом реальную диету – не самый правильный путь. «Диеты для детей не существует, пока они растут», — объясняет педиатр. Целью, скорее, является здоровый образ жизни.
Его простое правило для здорового веса: от роста ребенка (в сантиметрах) нужно отнять 100. Следовательно, ребенок ростом 128 сантиметров должен весить не более 28 килограмм. В то же время ребенка с избыточным весом не следует сажать на диету, чтобы сбросить вес. В течение следующего года он может, так сказать, «вырасти» из избыточного веса.
Чтобы достичь этой цели, не стоит вводить запрет на сладости. Совет Райнера – тарелка, которая в начале недели наполняется конфетами, маленькими шоколадками или драже. Ребенок самостоятельно должен распределить сладости на семь дней. Важно также, чтобы дедушка с бабушкой дополнительно не наполняли тарелку. «Больше сладостей родители даже не должны иметь дома», — советует Райнер. Отказаться от запасов, которые дети в любом случае быстро отыщут.
Скрытые источники калорий
Часто неопознанным источником калорий становятся сладкие напитки и соки. Идеальный вариант – вода или чай. Чтобы дети привыкли к этому, лимонады и соки можно постепенно разбавлять. «Родители недооценивают калории, которые содержатся, к примеру, в яблочном соке». Молоко и какао являются дополнительными сладостями и не утоляют жажду. Если ребенок после обеда жалуется на то, что он голоден, необходимо уточнить, действительно ли живот еще урчит или просто успокаивается аппетит. Против остатка голода может помочь яблоко.
Настоящий вызов ждет родителей в кафе или возле кассы супермаркета. «Если ребенок упрямо лежит на земле, что-то пошло не так в прошлом», — говорит Райнер. Всему виной непоследовательность родителей. Ребенок понял, что он может получить шоколадку, используя крик. Напротив, система вознаграждений может помочь, если она не состоит из сладостей. Должны быть достигнуты четкие соглашения – например, ребенок может посмотреть свой любимый мультфильм, если он не ноет. Посещение кафе не должно быть полностью под запретом, однако чаще, чем раз в неделю, оно происходить не должно.
Как важно следить за нормальным весом у детей, показывает список возможных последствий избыточного веса: диабет, который развивается в пожилом возрасте, повышенное давление или нарушения обмена веществ. Мышцы и суставы не могут выдержать большой массы. Также высок риск инсульта и сердечно-сосудистых заболеваний, рака поджелудочной железы, молочной железы или почек.
Компенсация – снова при помощи еды
Однако, кроме болезней в будущем, ребенок сталкивается и с психологическими проблемами: насмешки и предрассудки приводят к изолированности в спорте и других подвижных играх. Дальше следует замкнутый круг: дети и подростки отдаляются от друзей и одноклассников – и компенсируют свою печаль опять-таки при помощи еды.
Исследователи во главе со спортивным врачом из Майнца Периклом Симоном на основании своих анализов предположили, что дети набирают вес вскоре после того, как идут в школу. До пяти лет малыши набирают столько веса, сколько и около 20 лет назад. «Затем следуют три года, в которые мы внезапно наблюдаем отчетливый темп роста избыточного веса», — заявляет Саша Хоффманн из Института спортивной науки Университета Иоганна Гутенберга в Майнце.
Врачи задали один довольно простой вопрос: когда именно становятся толстыми немецкие дети? Их результат: почти точно в возрасте около 7,2 лет. В восемь лет более 20 процентов немецких детей имеют избыточный вес. Около 20 лет назад таких детей было всего 10 процентов. Этот уровень детей с избыточным весом остается приблизительно постоянным до совершеннолетия.
Томас Райнер является также главным врачом клиники для детей и молодежи в Даттельне, в которой лечатся дети, страдающие ожирением. «Мальчики и девочки подвержены ожирению в равной мере», — говорит он.
Если родители в небольших городах или в деревне не могут найти специализированных или даже стационарных предложений терапии, в любом случае они могут получить помощь. Их может осмотреть детский или подростковый врач. Иногда стоит обратиться в страховой фонд, предлагают ли они консультации по питанию.
Стационарная или амбулаторная терапия имеет целью укрепление психики ребенка. «У тех, кто начинает лечение, позднее может появиться депрессия или нервный срыв». Можно также встретить нетипичные пищевые расстройства или проблемы в социальном поведении – как правило, отдаление от друзей и знакомых.
В то время как хирургические вмешательства у взрослых, страдающих ожирением, становятся популярными, для детей они – табу, а для подростков – вариант только в исключительных случаях.
Дара-Линн Вайсс в своей книге «Wonneproppen» хочет воодушевить других матерей. Но она также знает: «Нельзя делать все правильно. Всегда найдутся люди, которые обвиняют вас в том, что вы крадете у ребенка детство. Другие, напротив, указывают на каждую сладость, которую он съедает». Мать и дочь в любом случае узнали, что отводить взгляд – неправильный путь. «Сегодня я с чистой совестью могу сказать Беа: у тебя нормальный вес для твоего возраста и твоего роста».