Иран, касательно сирийского конфликта, по-прежнему находится в более выгодном положении, по сравнению с США. Напряжённая ситуация в Сирии имеет большое значение для обеих стран.
Лиз Слай, репортер The Washington Post, сообщает, что вход Хезболла в войну от имени президента Сирии Башара аль-Асада сигнализирует о том, что Иран, спонсор Хезболла и союзник Асада, "становится крупнейшим победителем в более широкой региональной борьбе за влияние, которой стал Сирийский конфликт".
Хезболла и Иран помогали силам Асада возобновить наступление, чтобы наверняка одержать победу над повстанцами. Когда закончится война, вполне вероятно, что Иран выступит как большой победитель, способный еще больше распространить свое влияние в ослабленной Сирии и Ливане, где основана Хезболла. "Если Иран победит в этом конфликте и сирийский режим выживет, политика государственного вмешательства Ирана станет шире и его авторитет усилится", - говорит аналитик Совета по исследованиям залива в Дубаи.
Как это случилось? Ответ может быть простым и сложным. Для всех поворотов в региональной политике, мелких подразделений и даже великодержавной политики, он может показаться очень простым: Иран оказывает более сильное влияние на Сирию, чем США.
Это правда, что Иран сильнее отреагировал на конфликт в Сирии. Пока США сомневались насчет отбора повстанческих групп, Иран наладил отправку оружия, денег, и даже офицеров Революционной гвардии. Но не стоит упрощать ситуацию до решения американских или иранских чиновников сократить военный размах или нежелания администрации Обамы доставить оружие.
Давняя теория международных отношений утверждает, что государства постоянно ведут внешнюю политику в соответствии со своими национальными интересами. Правда, в отдельных случаях их лидеры могут подтолкнуть их к определённым действиям.
Очевидно, что интересы Ирана в Сирии гораздо более существенные, чем интересы США. Страна просто получит больше в случае победы и, соответственно, много потеряет, если проиграет.
Среди сирийских повстанцев встречаются как исламисты, которые выступают за Саудовскую Аравию и Катар, так и люди, придерживающиеся умеренных взглядов в Вашингтоне. Но и в первом, и во втором случаях сирийские повстанцы не позволят Ирану помогать официальным властям Сирии. Они также создадут условия для сотрудничества официальной сирийской власти с доверенными лицами в Ливане и на палестинских территориях. В таком случае Ирану станет сложно достичь внешнего мира или угрожать Израилю. При этом официальный Тегеран продолжает расценивать Израиль как непосредственную угрозу безопасности Ирана, которую необходимо устранить.
Амр аль-Азм, профессор истории в государственном университете Шони в Огайо, который является активным сирийским оппозиционером, сказал: «В политическом смысле мы беспомощны, в военном тоже приходится туго. Америка всего лишь разговаривала, в то время как Иран предпринимал конкретные шаги".