Сергей Параджанов стал символом четвёртого Одесского международного кинофестиваля (ОМКФ). Здесь был показан первый в истории байопик о его жизни, прошла ретроспектива его фильмов и состоялась премьера считавшегося утерянным документального фильма Александра Кайдановского «Маэстро». Но одним из наиболее интересных событий стало открытие выставки его коллажей, специально привезённых в одесский литературный музей из Еревана.
На открытии выставки присутствовали актриса Лариса Кадочникова, сыгравшая в шедевральной ленте Параджанова «Тени забытых предков», режиссёры Роман Балаян и Кира Муратова, президент ОМКФ Виктория Тигипко, директор феста Денис Иванов, глава жюри четвёртого ОМКФ продюсер Александр Роднянский, директор дома-музея Сергея Параджанова в Ереване Завен Саркисян, глава Государственного агентства по вопросам кинематографа Екатерина Копылова и многие другие.
Свои коллажи Сергей Параджанов называл «спрессованными фильмами», ведь в них он пытался воплотить идеи, которые не удалось вплести в киноленты. Его рисунки и инсталляции дарят карнавальное настроение неуёмной творческой энергии, которой буквально фонтанировал режиссёр. Первые коллажи он начал создавать в середине 1950-х годов, приблизительно в одно время с началом кинокарьеры.
Подготовку к съёмкам нового фильма Параджанов начинал с того, что рисовал множество вариантов каждой отдельной сцены. После того как эскизы были готовы, он обклеивал их тканью и кусочками картона. С годами же режиссёр начал использовать в своих коллажах самые разнообразные материалы: битое стекло и фарфор, ракушки, кружева, бусинки, нитки, перья, скорлупу и т. д.
«Его дом постоянно был завален всяким хламом, ведь в своих коллажах он использовал буквально всё, что ему попадало под руку», - вспоминают знакомые Параджанова. Он безумно любил вещи, распознавая буквально в каждой безделушке какую-то внутреннюю красоту. Обрастая множеством деталей, его работы начали приобретать объёмность и со временем стали самостоятельными произведениями искусства. То, что сегодня приобрело термин «инсталляция», для него было увлечением, в котором рождались самые неожиданные идеи. Он творил играючи, постоянно приглашая к себе домой как знаменитостей, так и обычных прохожих – Параджанов умел завлечь в свою импровизацию буквально каждого. Именно так – спонтанно и хаотично – создавались его коллажи.
Когда же советская власть запретила ему снимать фильмы, а чуть позже он и вовсе оказался в тюрьме, то рисование и создание коллажей стало для него единственной возможностью продолжать свой творческий путь. В то время он создал серию марок с грустными лицами, а также цветками и травами.
Как-то раз в тюрьме он увидел на спине одного из заключённых татуировку с Моной Лизой, лицо которой корчилось, когда этот человек двигался. Этот комичный эффект очень понравился режиссёру и он начал развивать эту идею. В результате появилось 13 коллажей с Джакондой. На одном Параджанов изобразил её кокетливой дамочкой, на другом – восточной принцессой, на третьем – мистическим существом с тремя головами и т. д.
Увы, так и застыли на уровне идей его фильмы «Intermezzo», «Киевские фрески», «Икар» и «Исповедь». Первые два ему не позволила снять власть, а последний – судьба, ведь во время работы над «Исповедью» его здоровье стремительно ухудшилось, после чего он вскоре скончался. Эти кинокартины так и застыли на этапе раскадровок и эскизов к костюмам, которые, однако, столь артистичны, что отчасти заменяют сами кинокартины. Генеральный авиаперевозчик четвёртого ОМКФ – Международные авиалинии Украины (авиакомпания МАУ).