Ко Дню памяти жертв Голодомора и политических репрессий в Запорожье на фасаде дома по улице Дзержинского, 7 появилась мемориальная доска. Как свидетельствуют архивные материалы, именно в этом здании в 30-е годы размещался дом малютки.
По данным историков, здесь погибли 788 детей. Где похоронены эти дети, никто не знает. Историки над этим работают. По иронии судьбы, улица носит имя Дзержинского и пересекается она с улицей Чекистов.
– У нас есть много героев, в том числе и в российско-украинской войне. Мы должны называть улицы их именами, а не именами тех людей, на совести которых тысячи убитых украинцев, – отмечают запорожцы.
На мероприятии присутствовал отец Андрей, который освятил мемориальную доску. «Чтобы доска была вооружена силой защиты, я окроплю ее святой водой, – отметил священнослужитель. – Долго наша история скрывалась».
Инициатор открытия мемориальной доски, представитель общественности Анатолий Пенек рассказал, почему он взялся за это дело: «У нас всегда говорили, что в Запорожье голодомора не было. Как же так, голода не было, а люди умирали. Не нужно забывать историю. Мы знаем, как во времена Мазепы детям разбивали головы, как в 20-х годах Дзержинский дал приказ затопить всех беспризорных детей. Историю нужно знать, чтобы уметь учиться на ошибках».
Доктор исторических наук, депутат областного совета Федор Турченко представил «Национальную книгу памяти жертв Голодомора 1932-1933 гг.», где собраны все материалы о голодоморе в Запорожской области.
– Тогда об этом не писали и не говорили. Я помню с каким трудом я узнавал информацию о голодоморе от матери, свидетельницы этих событий. Нас старались уберечь от этой правды, но когда потом открылись архивные данные, все были поражены, – сказал историк.
Заведующая отделом краеведческого музея Светлана Тараненко отметила, что у нас до сих идет процесс формирования национального осознания, национальной памяти. Она представила список имен умерших детей. По ее словам, имена и фамилии в списке, в основном, выдуманные. Так, одного мальчика, согласно списку, звали Бернард Шоу. «Я хочу верить, что национальная память возродится, а ничтожества и манкурты исчезнут из нашей страны», – считает она.
После минуты молчания представители власти, общественных организаций, студенты и преподаватели возложили цветы в память о погибших детях.