![](https://reporter-ua.com/sites/default/files/styles/220x175/public/uploads/photos/main/holy-500x375.jpg?itok=8RV9BOX4)
В связи с проведением фестиваля красок Холи Запорожская епархия попыталась разъяснить настоящую суть этого праздника и последствия для его участников. Об этом говорит священник Георгий Максимов.
В Украине и России, как и почти во всем мире, вот уже не первый год проводятся т.н. фестивали красок Холи, во время которых люди кидаются друг в друга разноцветными красками и веселятся. Что же такое «холи», какой смысл данный праздник имеет на своей исторической родине и можно ли христианину в нем участвовать?
– В честь чего установлен праздник красок Холи?
– Холи – это индуистский языческий религиозный праздник. Он установлен в честь сожжения заживо Холики, от имени которой и получил название. Согласно мифологии индуизма, Холика была демоном и сестрой короля демонов Хираньякашипу. Он много о себе воображал и требовал от своих подданных, чтобы они поклонялись только ему. Однако его сын Прахлада продолжал поклоняться индуистскому «богу» Вишну. Хираньякашипу был этим весьма недоволен. Однажды Холика взяла племянника к себе на колени и села с ним в костер. На ней был магический плащ, защищавший ее от огня. А своего племянника она таким образом хотела убить. Однако плащ слетел с нее и накрыл Прахладу, а Холика сгорела заживо.
– Как отмечают его в Индии?
Раскрашивание красками на празднике Холи есть символическое нанесение на себя пепла сожженной демоницы.
– В Индии праздник Холи начинается накануне ночью, когда в большом костре сжигают чучело Холики. Исторически на следующий день индусы мазали себя пеплом, оставшимся от этих костров. Со временем пепел стали раскрашивать или заменять порошком разных цветов, что делают и доныне. Так что раскрашивание есть символическое нанесение на себя пепла сожженной демоницы. В этот день также употребляются специальные напитки и блюда, в состав которых входит сок либо листья конопли.
– А насколько безопасно швырять друг в друга красками?
– Во время праздника в Индии ежегодно растет число пострадавших от разноцветной пыли. В большинстве случаев это астма, аллергия, проблемы с кожей и даже потеря зрения. Натуральные краски для этого действа даже в Индии используются редко – в ход идут различные химические смеси. Но даже при использовании гипоаллергенных красок остаются незащищенными глаза.
– Кто же занимается продвижением этого праздника?
– Есть сведения, что насаждением Холи в Украине и России занимаются кришнаиты и другие секты неоиндуистского толка, прикрывающиеся названиями типа «Общества любителей индийской / ведической культуры» и так далее. Конечная цель устроения Холи – вербовка членов в свою неоиндуистскую религиозную организацию.
– Неужели здесь нет коммерческой и «тусовочной» составляющих?
– Конечно же, есть. На проведении фестивалей крутятся большие деньги, и большинство молодежи приходит повеселиться, не подозревая, к какому языческому празднику они оказываются причастными. Но и сводить все к одной лишь коммерции было бы неправильно. Смотрите: в 2005 году, когда Холи только-только стал появляться в России, в Москве его проводили индуисты и кришнаиты. В Сургуте праздник красок 2014 года был напрямую организован кришнаитами, которые раздавали идоложертвенные пирожные и просили петь: «Харе Кришна!» То же самое происходило в Таганроге. В Новокузнецке фестиваль красок Холи приурочили к «Новому году по индийскому календарю». Наконец, хотелось бы спросить, почему в названии фестиваля красок присутствует слово «холи», указывающее на его языческое происхождение?
– А когда Холи отмечают в Индии?
– Холи всегда отмечается в последний день полнолуния лунного месяца фалгун, что приходится на конец февраля либо начало марта. Поэтому индусы считают его также праздником наступления весны.
– Актуальными становятся ряд вопросов:
- Почему организаторы праздника скрывают его религиозное происхождение и значение?
- Стоит ли мазать себя разноцветной грязью в честь языческого праздника Индии, установленного в память о сожженной заживо демонице?
- Стоит ли подвергать риску собственное здоровье, если даже в Индии праздник сопровождается вспышкой астмы и аллергии?
- Стоит ли поддерживать инициативы неоиндуистов, направленные на распространение в Украине чуждой религиозной культуры?
Многие, наверное, слышали, как в детстве мама им говорила: «Не тащи в дом всякую грязь!» Мудрый совет. Он напрямую относится к попыткам привить в Украине празднование Холи.
– Отец Георгий, задам последний вопрос, актуальный для людей хоть и крещеных, но мало разбирающихся в вопросах веры: может ли христианин участвовать в языческих праздниках?
– Нет. Это тяжкий грех, который является предательством Бога. Еще в Ветхом Завете было описано, как грешили израильтяне, перенявшие языческий праздник в честь «богини неба». Бог через пророка Иеремию говорит: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба… Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?» (Иер. 7:18–19). Этим грехом израильтяне навлекли беду на свой народ, были побеждены и угнаны в вавилонское рабство.
Неудивительно, что многие мученики раннего христианства отдали свою жизнь за право не участвовать в языческих праздниках. Подобными историями полна вся история первых веков христианства. Например, святой Архип из числа 70 апостолов был вместе с родителями зверски исколот ножами и побит камнями в Колоссах в правление императора Нерона за то, что отказался участвовать в языческом празднике. При императоре Максимине был убит святой Афиноген, епископ Пидахфои, вместе с десятью своими учениками. Однажды в его родной город Севастию прибыл правитель Филомарх, решивший устроить языческий праздник. Большинство жителей города были христианами и отказались участвовать в нем. Филомарх стал пытать христиан, заставляя подчиниться, а когда узнал, что их вдохновителем является епископ Афиноген, убил святого вместе с десятью его учениками.
Так что если вы христианин, задумайтесь: стоит ли совершать грех и изменять своей вере просто ради того, чтобы испачкаться разноцветной грязью?
Иерей Максим Райков, руководитель Миссионерского отдела Запорожской епархии УПЦ, клирик храма в честь свв. кнн. Петра и Февронии Муромских (на Малом рынке) в г. Запорожье.