![](https://reporter-ua.com/sites/default/files/styles/220x175/public/uploads/photos/main/img_5361.jpg?itok=zElsbhzt)
Сегодня Запорожье вспоминает аварию на Чернобыльской АЭС. Трагедия произошла ровно 30 лет назад. С последствиями крупнейшей техногенной катастрофы в 1986 году боролись не только сотни тысяч военных и добровольцев со всего Советского Союза, но и запорожские медики.
РепортерUA удалось пообщаться с детским врачом-эндокринологом Раисой Кравченко. Сейчас ей 68 лет, и она давно на пенсии, однако те дни всплывают в ее голове, как будто это произошло вчера.
− Еще в институте у эндокринологов была «военка», у остальных врачей только гражданская оборона. А мы учили и тактику, и стратегию, и ориентироваться по карте, − рассказывает Раиса Алексеевна. – Тогда мы и подумать не могли, что когда-нибудь нам придется лечить, например, лучевое поражение.
По ее словам, в Запорожье на то время было всего три доктора-эндокринолога на весь город, ведь профессия была довольно редкой. Уже вернувшись из Чернобыля, удалось добиться еще одной ставки для врача.
− Позвонили из Министерства здравоохранения и сказали, что срочно нужен эндокринолог. Меня командировали в Киев, я приехала в министерство, − вспоминает женщина. − Помню, что сидела ждала в большой комнате. После того как насобирали группу врачей, нас отвезли на микроавтобусе в ЦРБ пгт Народичи Житомирской области. Там нас уже ждала еще одна группа врачей. Жили мы в инфекционном отделении поликлиники. Нам выделили две палаты. В первый же вечер мы обошли окрестности, на некоторых улицах не было света. Мы ничего не знали, а, оказывается, на тех улицах была очень высокая радиация.
Рабочий день медиков начинался с проверки их специальной аппаратурой. В те годы все, что касалось той страшной трагедии, было совершенно секретно.
− Пгт Народичи – это был один из самых зараженных районов. Нас на скорой помощи возили по всем селам вокруг реактора. Наша работа заключалась в том, чтобы мы осматривали невывезенных детей в школах, брали анализы. Все сведения фиксировали и отправляли в Киев. Так определяли, какой был у детей уровень облучения. Все было очень секретно, − говорит бывший доктор. − Была только работа, работа и работа. На дорогах стояли бэтээры и солдаты, все колодцы были закрыты. Жители не могли есть уже то, что росло у них в огороде и саду. Я даже не знаю, по каким мы селам ездили. Было очень жутко.
На базу обессиленные врачи приезжали уже когда на улицах было темно. И так все две недели. Вечером всех «пропускали» через радиационные приборы. В 1986 году практически всех пострадавших и жителей Чернобыльской зоны, а также близлежащих населенных пунктов эвакуировали. По Украине разъехалось много переселенцев, Запорожье не стало исключением.
Из-за очень высокой радиации в зоне поражения медперсонал менялся через каждые две недели, поэтому по истечении своего срока запорожские медики вернулись на свои рабочие места. Однако забыть о той страшной трагедии никто так и не смог. Перед глазами всплывали много ночей подряд больные дети, безлюдные улицы, множество военных. Не только в Украине, но и за ее пределами до сих пор вспоминают о техногенной катастрофе люди, которые знают о ней не понаслышке.
Напомним, Чернобыльская катастрофа − разрушение 26 апреля 1986 года четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР (ныне – Украина), которое носило взрывной характер. Реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю атомной энергетики как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу.