
Пчеловоды в селах Тахтаулово, Бричковка и Семьяновка Полтавского района с четверга, 8 июня, наблюдают массовую гибель пчел. Об этом сообщает Громадське.
Семьяновский пасечник Юрий Чубач занимается сбором меда всю свою жизнь. В прошлом году хозяин собрал более двух тонн меда. В хозяйстве мужчины было 39 пчелосемей – и все умерли от отравления.
«Вся документация о том, что у меня есть пасека, давно в сельском совете. Наш арендатор полей Ландарь ничего не сказал и не сообщил об обработке земли. Хотя, по закону Украины, они должны это делать. Я не знаю, получу ли какой-нибудь урожай. Если пчела наростится, может быть, осенью что-то и будет. Сейчас, когда цветет липа, получается, что некому собирать урожай», – отметил Чубач.
По словам зампредседателя Полтавского райсовета Алексея Ивженко, в период массовой смерти пчел свои поля обрабатывали три землепользователи – ГП «Надежда», ООО «Агрофирма «Петровское» и Полтавская государственная аграрная академия.
«В Бричковке у нас находится учебно-опытное поле в 80 гектаров, но мы на нем не используем гербицидов. У нас там идут селекционные процессы, на которых нельзя использовать гербициды», – рассказал первый проректор Полтавской государственной аграрной академии Павел Писаренко.
«Пусть делают анализы. Там не только моя фирма работала. Пока анализы не сделают, я не могу ничего сказать. Пчелы умерли от гербицидов, а мы ими не пользовались. Если я виноват, то я отвечу», – заявил, в свою очередь, владелец ООО «Агрофирма «Петровское» Александр Ландарь.
«Гербициды вносили на полях землевладельца Ландаря. Мы туда ездили, и на той территории стоял характерный химический запах. А что касается предупреждений, то хочу сказать, что в сельском совете нет списков пчеловодов. Их все равно не предупредить в течение суток», – подчеркнул замдиректора Института свиноводства и агропромышленного производства НААН Владимир Шапченко.
По словам Алексея Ивженко, в апреле всем руководителям земельных предприятий были разосланы нормы и методики обработки земель. Согласно порядку проведения мероприятий по уменьшению случаев отравления пчел при проведении обработок сельских угодий пестицидами, владельцев пасек оповещают за трое суток до химических обработок с указанием применяемых пестицидов, места (в радиусе 7 км), времени и способа проведения обработки. Также указывается время изоляции пчел. Запрещается проведение авиационных обработок пестицидами всех групп токсичности в целях борьбы с болезнями сельскохозяйственных культур, которые расположены ближе 5 км от места постоянного пребывания медоносных х пасек.
«Как только был выявлен факт отравления, пчеловоды начали бить тревогу. Выездная комиссия прибыла на поля и обнаружила, что за период с 7 июня три предприятия обрабатывали свои земли химическими веществами. Главная цель – это установить, какие вредные вещества привели к этой беде», – добавил Ивженко.
Такая же проблема сложилась в Бричковке. Возмущенная община спешит составлять заявления, чтобы хоть как-то урегулировать это дело и возместить ущерб, нанесенный предприятием. «Пчелами были устланы все дороги и огороды. Матки я специально выписывал из Закарпатья: 200 гривен стоила одна матка. Многие меда я отправлял в Харьков, Киев по заказу для изготовления лекарств. До одной тонны меда я только сдавал оптом. Если бы нас предупредили, мы бы что-то придумали и не выпускали бы пчел», – отметил пасечник Анатолий Кривенко.
Если будет установлен факт отравления пчел, то пасечники имеют право в судебном порядке получить возмещение в полном объеме, учитывая не только стоимость пчелосемей, но и недополученную прибыль. Соответственно, цена на полтавский мед будет необычно высокой.