Прошло уже больше месяца, как жительница Запорожья, инвалид второй группы Наталья Сергутина живет на улице. Ее выставили из своей квартиры 10 августа вместе со всеми вещами и инвалидной коляской. У женщины не осталось никого из родных, кроме соседей, которые ее поддерживают. Только после огласки в СМИ и появления видеосюжета на центральных телеканалах к Наталье пришли сотрудники исполкома и предложили комнату в общежитии для временного проживания. Но женщина не собирается уезжать из-под стен своего дома – она намерена отстаивать свое законное право на прописку в квартире, где прожила с родителями с самого детства. Но пока идет судебное разбирательство, служебные проверки, Наталья вынуждена жить под окнами, мокнуть под дождем и опасаться воров, которые растащили почти половину ее мебели. Ей 50 лет и она осталась на улице.
РепортерUA уже писал о данной истории.
Запорожский городской совет выписал ордер на квартиру оперуполномоченной из Днепровского отделения полиции майору Ирине Москалец. А 30 июля Орджоникидзевский районный суд зарегистрировал иск Натальи, в котором она просит признать ее право жить в этой квартире. По словам женщины, ранее она пыталась сделать это через городской совет, но ее перенаправили в суд. И вот 10 августа к ней пришла майор полиции, которая предъявила ордер и приказала покинуть квартиру.
Уже на похоронах полиция и ритуальная служба начали делить эту квартиру
– Эту квартиру получила еще моя мама, работая на «Авторемзаводе». Здесь, кроме нашей семьи, никто не проживал. Я вышла замуж и выписалась из квартиры, потом развелась и уехала на заработки. Когда вернулась, через некоторое время снова вышла замуж. Вот почему я здесь не прописывалась. Так получилось, что квартира не приватизирована – при Советском Союзе не было приватизации. После того, как я снова развелась, мама пыталась меня здесь прописать. Но 15 июля 2010 года она отправилась на рынок, дошла до остановки «Мира», села на лавочку и умерла. Она серьезно не болела, никто не ожидал, что такое может случиться. Буквально через два месяца после смерти мамы брату, который остался жить в квартире, отрезали ногу. У него был псориаз и сахарный диабет. У нас сложные были отношения сначала. Я просила его меня прописать, а он боялся – думал, что если он – инвалид, то я его выставлю на улицу. Спустя некоторое время у нас наладились отношения и я вдруг попадаю в прошлом году, в октябре, в больницу с инсультом. Я долгое время не могла встать на ноги. В декабре мне сообщили, что он умер. Хоронили его друзья, соседи, которые впоследствии передали мне ключи от квартиры и свидетельство о его смерти. Друзья рассказывают, что уже на похоронах полиция и ритуальная служба начали делить эту квартиру. Соседи сказали, что у него ведь есть еще сестра, а им в ответ сказали, что, мол, сами ее и ищите. Выписали из больницы меня в феврале, я приехала домой, и квартира не была опечатана. Сразу подала документы на получение прописки, пошла в горисполком. Мне назначили государственного адвоката, и он сразу начал заниматься этим делом. Вот с марта мы начали собирать все нужные документы. В июле – звонок в дверь. Я открываю и вижу двоих – мужчин и женщину. Они мне сказали, что им поступили сведения о том, что квартира никому не принадлежит. Я показала все документы, пригласила в квартиру, это как раз и была эта полицейская. Я показала ей заявление в суд, зарегистрированное уже, они посмотрели и ушли. Но на следующий день снова приходят и говорят, что у нее ордер на мою квартиру, потому что она числилась как пустующая. Я сказала, чтобы они обратились к моему адвокату. На следующий день снова приходила, но я уже не открыла. Она начала выбивать двери. Я сказала, что буду сейчас вызывать полицию и что без адвоката не открою. Выбежали соседи, начали возмущаться, и они ушли.
В департаменте с управления ЖКХ Запорожского городского совета Наталье ответили, что поскольку брат за свою жизнь не решил вопрос прописки Натальи как члена семьи в данной квартире, то основания для изменений договора аренды в установленном порядке отсутствуют.
«Спор относительно права пользования этой квартирой может быть решен только в судовом порядке», – подчеркнули в департаменте. Ответ датирован 10 апреля 2018 года. После этого женщина обратилась в суд.
Журналистам РепортерUA не удалось дозвониться в департамент с управления ЖКХ, поэтому в ближайшее время редакция ожидает ответ на информационный запрос.
Инвалидную коляску украли, половину мебели украли. Я к соседям хожу и купаться, и кушать, и в туалет.
И вот 10 августа настал роковой день для Натальи. Она занималась своими делами, находилась дома, как вдруг кто-то выломал входную дверь. В квартиру вошли около десяти мужчин во главе с майором полиции и начали собирать ее вещи.
– В этот день я нахожусь дома и слышу, как вылетает моя входная дверь. Заходят десять мужчин и она (Ирина Москалец, которой выделили жилье. – Ред.). Посреди квартиры бросает пустые мешки и приказывает все выносить на улицу. Она начинает все сгребать, все ломать, я вызываю наряд полиции. Оказывается, она была к этому готова, потому что наряд полиции приехал не из моего района, а из ее – Днепровского. Получается, свои приехали. Она сказала, что если я сама не выйду, то меня просто вынесут. И что мне оставалось делать? И мой адвокат вызывал полицию, и соседи вызывали, но никто больше не приехал. Они моментально поставили дверь и сигнализацию. И вот так я оказалась на улице. За это время у меня инвалидную коляску украли, половину мебели украли. Я к соседям хожу и купаться, и кушать, и в туалет.
Квартира, где жила Наталья
После ряда публикаций и огласки в СМИ в ГУ Нацполиции Украины в Запорожской области заявили, что провели служебное расследование, и нарушений со стороны работника полиции не было выявлено. Материалы проверки пообещали направить в прокуратуру для принятия решения согласно действующему законодательству.
«Установлено, что решением исполнительного комитета Запорожского городского совета полицейской был выдан ордер на однокомнатную квартиру. На момент оформления решения и документов в квартире никто зарегистрирован не был. Однако выяснилось, что в квартире проживает женщина без законных на то оснований, которая с 2010 года не имеет регистрации на территории Запорожской области. Поэтому руководство областной полиции обратилось в Запорожский городской совет с целью создания комиссии для проверки и решения указанного вопроса. Комиссия приняла решение опечатать помещение, а женщине – выделить комнату для проживания в общежитии. Сейчас продолжается судебное разбирательство по этому вопросу», – подчеркнули в полиции.
Больше никакой информации в полиции РепортерUA не предоставили, ссылаясь на ход судебного процесса.
– Временное жилье мне предлагали в общежитии по ул. Опытная станция, 74. Там ни света, ни воды, ни газа, там обыкновенный сарай. Это мне предложили люди из горисполкома, которые пришли после выхода первого сюжета о моей ситуации на телевидении. Кто конкретно это был, я не знаю, они не представились и отказались предоставлять документы. Больше ко мне никто не приезжал – ни из полиции, ни работники соцслужб, ни сотрудники прокуратуры, – подчеркнула Наталья.
В свою очередь, адвокат Натальи Тарас Гуцал зарегистрировал в Главном управлении Нацполиции Запорожской области заявление о незаконных действиях полицейских и сообщил РепортерUA, что в данной ситуации суд должен поставить точку в этом споре.
Несколько судебных заседаний уже переносили в связи с неявкой майора полиции, которой выдали ордер на жилье. В Орджоникидзевском суде Запорожья 7 сентября прошло подготовительное судебное заседание по иску Натальи. Сторона защиты подала ходатайство, в том числе о требовании доказательств, вызове свидетелей и привлечении ГУ Нацполиции как третьего лица, которое не заявляет самостоятельных требований. В связи с этим суд объявил перерыв в подготовительном заседании.
Следующее заседание назначено на 27 сентября на 10:00. Наталья также написала заявления в прокуратуру Запорожской области и мэру города Владимиру Буряку. Пока никакой реакции не поступало. А пока идут разбирательства, женщина вынуждена спать на лавочке и надеяться на помощь неравнодушных людей.
РепортерUA продолжит следить за развитием и разрешением данной ситуации и обязательно проинформирует о ходе судебного процесса.