В небольшом кабинете, забитом мешками с истертыми берцами в дорожной пыли, обветшалым снаряжением, прочими фронтовыми вещами и кипами бумаг, из окна пробиваются лучи первого весеннего солнца. Наше знакомство с командиром первой гаубичной батареи 55-й артиллерийской бригады Андреем Денисовым состоялось на Уральских казармах, куда после труднейшей командировки недавно вернулась его батарея.
– Как у вас дела? – первое, что спрашивает комбат при знакомстве, и одаряет солнечной улыбкой. – Давайте знакомиться. Меня зовут Андрей. Я вообще не даю интервью. Вы первая, кому я даю интервью.
Комбату Андрею Денисову 29 лет, последние полгода стали для него, пожалуй, самыми напряженными в его жизни. Именно он одним из первых со своими ребятами в мае ушел в зону АТО, и именно он одним из первых выводил свою сведенную первую гаубичную артиллерийскую батарею из котла под Дебальцево. Запорожские артиллеристы вышли без потерь, и это заслуживает особого уважения.
Майор стал запорожцем всего 9 лет назад, когда после окончания Сумского военного института был направлен на службу в 55-ю артбригаду. Андрей Денисов – продолжатель семейной династии военных. Отец его служил командиром бригады в Ковеле Волынской области, старший брат также закончил артиллерийское училище. Несмотря на военную закалку и достойную подготовку, к событиям на востоке Украины не были готовы даже кадровые офицеры.
В зону проведения антитеррористической операции подразделение Андрея Денисова отправилось 29 мая 2014 года, а 3 июня началась операция по наступлению в г. Славянск. Личный состав батареи с начала и до сегодняшнего дня практически не изменился, костяк подразделения – контрактники, добавились только 9 мобилизованных ребят. Подчиненным комбата – от 19 до 32 лет.
– Когда мы поехали первый раз, кто-то говорил, что мы за деньгами поехали, кто-то нас называл «зацелованной батареей Денисова». Не знаю, почему так говорили, – рассказывает комбат. – Потом говорили, что забрал самых лучших. Тем не менее никто не сказал 29 мая «давайте я поеду», и поехали мы, ребята были готовы.
Его артиллеристы за эти 9 месяцев прошли Славянск, Ямполь, Северск, Лисичанск, Красный Лиман, Попасную. В средине августа батарея попала в Дебальцево, и несколько ротаций дислоцировалась на одном и том же месте.
– Мы со 128 бригадой были в секторе «С» и в распоряжении руководителя сектора, но в помощь 128 бригаде. Все блокпосты, которые были, находились под 128 бригадой и батальонами, которые замыкали эту бригаду. Цели нам давал и начальник артиллерии сектора, но больше целей я работал через 128 бригаду, с разрешения, конечно. Но иногда пока того разрешения дождешься, бывало, выполняли задачи срочные, когда нужно было. Просто уже докладывали руководителю – начальнику артиллерии, что огонь открыл, стрельбу закончил, – говорит офицер.
Андрей признается, что уничтожить цель удавалось не всегда. Главное подавить противника, чтобы ребята в это время могли сгруппироваться и зарядиться. «Денисовцы» работали на такие дальности, на которых по ТТХ орудие батареи не может стрелять, но они работали.
– Нас на базе боеприпасов уже назвали пулеметчиками, дали такое прозвище, потому что мы в день отрабатывали очень много задач, много уходило боеприпасов на поддержку ребят. Зная, что на блокпостах у них особой какой-то помощи нет, когда враг идет танками, БМП, БТР и пехотой, тут уже включались мы и работала 128 бригада. Ребята друг за друга, – вспоминает Андрей Денисов. – Знаете, когда мы уже приехали в Артемовск, увидели начальника штаба, обнялись: он – полковник, я – майор. Конечно, чувство такта остается, но появилось много друзей на войне.
У запорожских артиллеристов со 128 бригадой была абсолютная взаимовыручка. В последние две недели перед выходом у 55-ки возникли проблемы с водой, продовольствие осталось, но воды не было. Сначала артиллеристы брали воду в Дебальцево, потом ездили в Артемовский завод шампанских вин – был договор. Позже, когда боевики перекрыли дорогу, возможности набрать воды не было, помогала именно 128 бригада. «Мы помогали им огнем, они нам помогали тыловой частью», – отмечает комбат.
Не хлебом единым
– У нас капеллан был в Дебальцево из Ужгорода – отец Иван – он тоже нам очень много помогал, и через его знакомых со Львова нам помогли с радиостанциями. Плюс в Запорожье Геннадий Старцев помог с радиостанциями, Катя Матюха с «Сестрами Перемоги», из Гуляйполя ребята помогали. Они приезжали, привозили, пытались дать какую-то домашнюю отдушину, – говорит Андрей Денисов. – Волонтеры привозили доброту, тепло, любовь от всего Запорожья, области. Волонтерам – респект, что они вообще в горячие точки ездят, они у нас вообще обезбашенные. Они бывали с нами и под обстрелами, и в блиндажах сидели вместе с нами, и видели, как мы выполняли задачи.
Подарок комбату от волонтеров – зимние ботинки
Запорожский волонтер Геннадий Старцев бывал у батареи Денисова не раз, крайний – вначале февраля под Дебальцево. По его словам, это была самая активная фаза по стрельбе – батарея выпустила 1200 снарядов за двое суток.
– Батарея работала повзводно, работали не умолкая. Тем не менее, ребят комбат жалел, давал и отдохнуть. Хотя в 8 утра – уже на орудиях, в 12 ночи – еще на орудиях. И повар туда бегал с кастрюлей, прям на передке кушали возле орудий. Потому что уйти пообедать было некогда, – отмечает волонтер. – Командир Андрей Денисов прекрасный. В этот раз подобрался хороший толковый зам. по теху, который переживал за технику очень сильно – запчасти через своих знакомых доставал.
Больше всего волонтеров, как отметил Геннадий Старцев, поразила одна особенность работы комбата Денисова.
– Я такое редко вижу. Мы приезжаем, выгрузились, все по машинам рассовали, закрыли, пошли обедать. Они нас ждут – обед приготовили, мы покушали, уложились спать. Утром встаем, он собирает командиров орудий с мешками. Ребята начинают все обратно вынимать из машин, он вскрывает коробки, стоят 6 командиров орудий с мешками, он открывает коробку и поровну все по мешкам раскидывает у людей на глазах. До этого коробки не вскрывались. Лично сам все поровну делит. За это его тоже очень уважают в батарее, – рассказывает волонтер. – Тут справедливость на первом месте. Никогда себе лишнего не возьмет.
В подразделении Андрея Денисова сослуживцы считают и вовсе фартовым. К нему выстраивается очередь из контрактников, желающих уйти на передовую только с ним.
– Я пропустил одну ротацию по состоянию здоровья. Честно, предлагал мне другой офицер поехать с ним, я сказал «нет». Я говорю: «Товарищ старший лейтенант, вы – не фартовый, я с вами не поеду», – рассказывает командир орудия сержант Максим Бондаренко, который несколько ротаций служит в батарее Андрея Денисова.
Запорожские артиллеристы называют Андрея Денисова фартовым
По словам Геннадия Старцева, на одно свободное место в батарее Денисова просились трое человек, хотя знали, что идут на передовую. «Именно контрактники просились к нему, переводились. То есть Денисова как офицера уважают. За заботу о личном составе, за все это обустройство, налаженный быт, за то, что он берег коллектив», – отмечает волонтер.
Полгода Дебальцевского котла
Батарея Андрея Денисова уникальна тем, что с лета до февраля простояла на одном и том же месте, не сдвигаясь ни влево, ни вправо. Маневрировать в Дебальцевском котле было просто невозможно. Тем не менее, у него в подразделении не было ни одной потери до последнего момента – без 20 минут перемирия 15 февраля. Тогда погибли двое «денисовцев» – Женя Дужик и Саша Говоруха.
– Это заслуга комбата, потому что очень мощный порядок, субординация хорошая, он создал все условия. На батарее была даже баня с парилкой и горячий душ – я это лично видел, – рассказывает Геннадий Старцев. – Под конец они построили еще один душ, потому что не успевали ребята мыться, когда участилась стрельба. Все всегда чистые, все всегда побритые.
Крайние справа – Женя Дужик и Саша Говоруха. Под Дебальцево
По словам Андрея Денисова, в некоторые моменты у артиллеристов не было времени даже на то, чтобы выйти в туалет. Настолько интенсивным был обстрел.
– Ребята, солдаты мои, конечно герои. Чем они герои? – говорит комбат. – Во-первых, никогда не было никакой паники, и они выполняли задачу в момент обстрела. Мы даже фиксировали видео, когда работал по нам миномет, и ребята выполняли боевую задачу. Им по жизни надо всем Героев Украины давать. Кому за что дают, но я считаю, что за этот героический подвиг, который они совершили, они заслуживают на какое-то поощрение. Но самое главное, что доехали они живы-здоровы к родным и близким. Знаете, может кто-то там скажет, что техника важна, а я считаю, что главное – люди. Техника техникой, но главное, что люди живы и здоровы.
Запорожские артиллеристы, отмечает комбат, даже в моменты перестрелок сохраняли улыбки на лицах. И даже во время выхода из Дебальцево ребята юморили. «Потому что без этого никак, потому что если поникнуть, толку с нас никакого не будет», – говорит Андрей Денисов.
– Каждый день я звонил ребенку. Единственный день, когда не позвонил, – это день выхода, – рассказывает комбат. – В момент выхода мы собрали все телефоны, отключили. Все парни замечательные, но чья-то мама больше переживает, мне постоянно звонили перед выходом. Ну, а что скажешь? Что все будет хорошо, по-другому не скажешь.
Три километра жизни
Запорожские артиллеристы месяц держали Дебальцево, однако боевики начали активно выдавливать украинских военных оттуда, и поступил приказ выходить из котла. Протяженность 20 км «денисовцы» выходили около 7 часов – с 2:00 до 9:00. Ехали в машинах, которые остались на ходу, а потому без стекол в сильный мороз. По дороге артиллеристы видели много подорванной на фугасах техники.
Боевики неоднократно заявляли о том, что если к ним в руки попадется украинский артиллерист, наводчик или снайпер, в живых не оставят – казнят. Поэтому на момент выхода у военных, конечно, всякое в голове было – не дай бог попасть в плен – поэтому запорожцы сожгли все документы, подтверждающие отработанные цели, накладные на боеприпасы, сняли петлицы, погоны не носили.
– Руководителем сектора поступил приказ на командира 128 бригады, и через него я уже получил приказ на выход. Было совещание, кто, куда, как, зачем, – рассказывает Андрей Денисов. – Я, как командир, выводил подразделение из Дебальцево. Шли мы колоннами, ехали с гаубичным самоходным дивизионом 128 бригады. До Новогригорьевки дошли вместе, образовалась большая колонна, и потом уже по частям мы начали выезжать.
Комбат вспоминает, что колонна собралась очень большая из-за невозможности прохода изначально. Еще одной трудностью для выхода стала неизвестность – военные не знали места, где находятся снайпера и противник.
– То есть Новогригорьевка вроде бы уже их (боевиков. – Ред.) была, но на момент, когда мы прибыли в Новогригорьевку, там никого не было. Они нас ждали несколько дальше Новогригорьевки. Но как только рассвело, начался стрелковый бой. Много их было, – вспоминает Андрей Денисов. – В Новогригорьевке поработали по нам чуть-чуть гаубицы, и после Новогригорьевки пошли танки, минометы, тоже чуть-чуть гаубицы работали, гранатометы, пулеметы и автоматы. Этот бой мы называем «три километра жизни».
По словам Андрея Денисова, его батарею бережет Бог, чему доказательством был и выход из Дебальцево. Во время выезда из Новогригорьевки было подбито очень много машин ребят из 128 бригады, которые ехали перед запорожскими артиллеристами. Бойцы из 55-ки забрали около 40-50 человек, которые в последствии оказывали запорожцам помощь в стрелковом бою. После выхода из котла батарея Денисова прибыла в населенный пункт Возрождение, откуда двоих раненых товарищей (один от гранатомета получил осколок, второй получил от 5,45 автомата) сразу отправили на Артемовск.
– Когда едет четыре наших машины, сзади ехала 128 бригада, и танк попадает в пятую машину 128 бригады. Конечно, вражеский танк с двух выстрелов был уничтожен. Но просто так подумать: сколько моментов было, ангел-хранитель над нами всегда был, – говорит Андрей Денисов. – Постоянно начинаешь сравнивать первый выезд, первую ротацию или вторую, в каждой было по-своему страшно. Может кто-то научен воевать, а мы учились на войне воевать. И мы многому научились. Просто проблема в том, что нет у нас столько техники, сколько у врага. Но так как мы люди-патриоты, мы до последнего стояли. Начиная с 19 января по 17 февраля включительно мы держали оборону, и я думаю, мы хорошо держали.
Из техники запорожцам, по сути, выводить было нечего, потому в итоге военные вывезли с собой два КрАЗа, два КамАЗа и ГАЗ-66 – машину старшего офицера батареи. Несмотря на то, что у 55-ки были блиндажи, орудия прикопаны, бруствера, техника стояла в окопах, были насыпи, но когда попадали снаряды, взрывались, осколки с большой мощностью разлета пробивали водяные и масляные радиаторы. Основная проблема у артиллеристов случилась из-за пробитых колес, а также повреждений основных деталей при орудиях.
– Один КамАЗ не доехал по причине большой поломки, в котором оставалось все имущество, которое мы вывозили. Но наши товарищи с помощью 2С1 подорвали машину, чтобы врагу ничего не досталось. Там было все имущество, которое было получено на нашу батарею, – рассказывает комбат. – Вот сейчас пишу рапорт, объяснительные, куда что делось, потому что война войной, а потом, когда становиться к ответу, никто и не вспомнит про войну, придется разбираться. Я сейчас вызвал командиров орудий, своих водителей, и сидим, пишем объяснительные.
Война войной, а отчеты и рапорты вовремя
Также в стволы орудий были вложены снаряды задом наперед, в таком случае снаряд уже становится неизвлекаемым, то есть орудие становится негодным. «В момент выхода мы тоже сделали пакостей, чтобы они даже если поменяют колеса, не смогли использовать наши орудия. Порох из парочки оставшихся зарядов мы разбросали. То есть, чтобы врагу не достался тот кусок огня, который могут они потом на нас и положить», – говорит Андрей Денисов.
Когда штаб не срабатывает, в бой идут молодые офицеры
– Самая главная заслуга комбата – этот вывод из Дебальцево, с двумя легкоранеными под обстрелами. Они выходили со 128 бригадой, шли как разведка, под прикрытием. Но два огромных КрАЗа, в них попасть очень легко, их обстреливали. Некоторые ребята по 4 рожка бк повыстреливали. Они настолько уникально в наглую проложили маршрут, и прошли там, где их совершенно не ожидали увидеть. Это заслуга офицеров, и большое спасибо 128 бригаде, что помогли выйти. И собственно Андрею Денисову, который в свои 29 лет продержал без потерь ребят в котле с лета, – отмечает Геннадий Старцев.
Вечером 19 февраля Андрей Денисов со своими бойцами вернулся в родное Запорожье. С 23 февраля «денисовцы» ушли на три недели в отпуск. Бойцам хочется съездить к родным, отдохнуть от войны, спокойно выспаться и понежиться в домашнем тепле и любви. А сам комбат планирует съездить к отцу Ивану в Ужгород, который за артиллеристов очень сильно переживал и поддерживал молитвами.
– Со 2 марта их по тревоге подняли, и они как уехали, находились все время на одних и тех же машинах. – говорит Геннадий Старцев. – Я думаю, что вот такие комбаты должны становиться в ближайшем будущем командирами бригад и дальше подыматься. Потому что, как мы видим, сейчас именно молодые офицеры взяли на себя вывод войск из Дебальцево, потому что штаб у нас не сработал. Они все молодцы, и правильно вывели, и все получилось, и с минимальными потерями. За такими офицерами будущее. Молодые и очень перспективные офицеры – это будущее нашей армии. Такой комбат как Андрей Денисов – редкость. Я знаю, что командир бригады его очень ценит. Может, потому его и поставили на такую горячую точку, именно туда в Дебальцево.
Батарея Андрея Денисова в полном составе. На фото также погибшие 14 февраля Женя Дужик и Саша Говоруха. Под Дебальцево