Французская Total передаст «Газпрому» 25% в компании Shtokman Development AG, созданной в 2008 г. для разработки первой фазы гигантского Штокмановского месторождения, этот проект сейчас заморожен. Об этом сообщают Ведомости.
По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, при возобновлении Штокмановского проекта «Газпром» позовет Total первой участвовать в нем.
Соглашение акционеров Shtokman Development AG, в которой «Газпрому» изначально принадлежал 51%, Total – 25%, а Statoil – 24%, истекло летом 2012 г. Инвестиционное решение по проекту не было принято, и Total со Statoil должны были вернуть доли «Газпрому». Statoil это сделала, списав 335 миллионов долларов убытков. Total осталась в проекте, а 350 миллионов долларов убытков по нему списала только в апреле 2014 г. Сам «Газпром» сообщил в марте, что может списать по проекту 22,3 миллиарда рублей убытка.
На каком юридическом основании Total до сих пор оставалась в проекте, стороны не сообщали. Осенью 2013 г. президент Total Upstream Ив-Луи Даррикаррер, не вдаваясь в подробности, сказал, что, если две компании желают сотрудничать, они найдут способ решить юридические проблемы.
В конце 2013 г. несколько человек, близких к обеим компаниям, сообщали, что Total хочет обменять долю в Штокмане на долю в другом проекте «Газпрома» – например, в «Балтийском СПГ». Но Total хотела бы сжижать на нем свой газ.
Штокмановское месторождение на шельфе Баренцева моря с запасами 3,9 триллиона кубометров газа было открыто еще в 1988 г. С тех пор технологии и набор участников для его разработки неоднократно менялись. На месторождении можно добывать более 70 миллиардов кубометров газа в год, это 11% от текущего уровня добычи газа в России. На базе месторождения планировалось создать завод СПГ для поставок в США, но этому помешала сланцевая революция. Сейчас Штокман стоит в плане разработки только после 2020 г.
Летом 2014 г. старший вице-президент компании Майкл Боррелл заявил, что Total предложила «Газпрому» новые технологии для разработки месторождения и надеется на скорейшее возобновление проекта. Однако были введены санкции Западом против России. В конце апреля 2015 г. Total заявила, что получила разрешение французских властей работать только на трех проектах в России. Санкции не позволяют Total работать с «Лукойлом».
Из-за санкций Total столкнулась с проблемами по привлечению проектного финансирования для «Ямал СПГ», а также прекратила скупку акций «Новатэка». Мешают ли санкции Total продолжать работу над Штокманом, компания не сообщала.