Жаркие недели в соседних Донецкой и Луганской областях не позволяют ни на минутку расслабиться и отвлечься запорожским военным. Мальчикам-срочникам, которые, едва окончив школы, техникумы, учатся исправно орудовать боевым оружием, закусывать губу, когда заканчиваются силы, среди ромашек и васильков запорожского поля, в военных брезентовых палатках снятся глаза и добрая улыбка мамы...
Говорят, письма нынче не в моде, в эру цифровых технологий связь становится проще – по мобильному телефону. Но разве может сердце матери, которое находится пусть и не в тысяче километров от родной кровиночки, быть от телефонных разговоров спокойнее? Совсем рядом – в сотне километров от «Близнецов» – идут бои в ходе антитеррористической операции. Еще пару дней назад рядом с этим военным палаточным лагерем, в котором живут запорожские армейцы, дислоцировался батальон, отбывший с боевым заданием в Донецкую область.
Сегодня модно говорить о боевом духе украинских военных. Но что об этом духе может знать этот 19-летний мальчик, который неуверенно держит в своих руках боевой автомат? Ему еще снятся прогулки с девочками-одноклассницами, поцелуи на лавочках при свете луны, школьный выпускной... В его светлых голубых глазах отражается детство, мама, Азовское море, которое ну никак не вяжется с моим вопросом – ты готов стрелять на поражение, если будет приказ? Отвечает: «Так точно».
В палаточном городке на «Близнецах» сейчас служат пара десятков военных – как неопытные срочники, так и контрактники, которые кажутся старшими, более умелыми. Заместитель командира бригады по работе с личным составом подполковник Игорь Неминский позволил нам зайти в гости к мальчишкам. Несколько брезентовых, еще советских, палаток. В одной из них спал утомленный после наряда мальчишка-срочник, обняв свой автомат. По словам замкома, даже во время сна боец обязан охранять свое оружие.
В городке, как в улье, каждый занимался своим делом: кто-то наводил порядок, кто-то умывался в «полевом» умывальнике, кто-то колол дрова для кухни, кто-то готовил солдатский обед. В наряде на посту с автоматом стоит Максим – родом из Бердянска, служит на «Близнецах» уже полгода. Впереди еще столько же. На большинство вопросов синеглазый мальчик с солнечным прищуром отвечает: «Так точно». Рассказывает, что в армию пошел служить по собственному желанию – после окончания училища. А еще признается, что приезжала к нему недавно в гости мама. И просит передать ей привет. Мама, привет!
По вечерам запорожские мальчишки-солдатики коротают время за игрой в футбол. На быт не жалуются, хотя и живут в походно-полевых условиях. В любой момент бригаду могут поднять и передислоцировать. С 1 марта военные находятся в режиме боевой тревоги, уже несколько раз передислоцировались, в основном в пределах Запорожского региона.
Контрактников, которых в подразделении на «Близнецах» немало, до объявления боевой тревоги в случае отсутствия наряда отпускали домой каждый день в 17:00. Сейчас удается попасть к родным несколько реже. Сержанта Александра Колбасу, который служит по контракту уже четыре года, в Запорожье ждет жена и будущий ребенок. Военного городка и квартиры, куда можно забрать семью, пока нет, поэтому с родными приходится видеться на выходных.
– Говорят, что собираются построить казарму улучшенного типа, все к этому идет, – рассказывает сержант. После срочной службы в «Десне» он перевелся на «Близнецы» и заключил контракт на службу в армии на три года. Совсем недавно Александр Колбаса заключил второй контракт еще на пять лет. Зарплату получает в размере 3,5 тыс. грн, раз в год есть оплачиваемый отпуск 30 суток, в зависимости от выслуги лет: если 10 лет выслуги – 35 суток. Деньги на оздоровление дают в размере месячной зарплаты.
– Мне все нравится, все устраивает. В обычное время езжу домой каждый день: отслужил, наряд отстоял, с наряда сменился – пошел домой, утром на следующий день пришел на службу. Если не заступаешь в наряд, то в 17:00 отпускают домой. У нас, как обычная работа. Бывает, часто в наряды ходим, если людей не хватает, поэтому наряд отстоишь – потом сутки дома отдыхаешь. Проблем по службе вообще никаких нет, – отметил сержант.
По словам Александра Колбасы, в подразделении сейчас служат в основном контрактники, срочников осталось мало. Контрактники в основном из Запорожья и области, приезжих издалека нет, в основном идут служить местные ребята.
– Это не так, как раньше, когда кидали наоборот – подальше от дома служить. Сейчас, наоборот, берут всех местных, чтобы у ребят тоже крыша не ехала. Чтобы поближе к дому, чтобы родные приезжали. Родные ко всем часто приезжают, тут без проблем отпускает командир к родным, – рассказал военный.
При этом Александр Колбаса подчеркнул, что есть люди, не созданные для армии. На службе надо иметь стойкие нервы, держать постоянно себя в руках, потому что бывают «напряженки, выезды, полигоны, где надо работать, реально физические усилия прикладывать». Есть просто люди, для этого не созданные, а есть хорошие ребята – нормальные боевые товарищи, отметил сержант.
Особым плюсом на «Близнецах» считается полевая кухня. Помимо столовой, где готовит повар лет сорока, которую солдаты по-домашнему называют «тетя Инна», в палаточном лагере есть своя кухня – на дровах, среди душистых трав запорожского поля.
– Питание у нас отличное, старшина у нас со своими бойцами готовит. Очень вкусно, получше даже, чем в столовой кормят. Потому что когда сами делают люди, они для нас и для себя стараются. У нас очень хорошее тут питание, – подчеркнул сержант. Ароматы полевой кухни на протяжении всей «экскурсии» по палаточному лагерю подтверждали сказанные военным слова.
Напоследок запорожские военные ответили на главный вопрос, ради ответа на который, как оказалось, и стоило ехать в гости на «Близнецы»: какой настрой у ребят?
– Боевой, конечно! Враг не пройдет! – уверенно резюмировал сержант-контрактник Александр Колбаса. А потом добавил: – Хочется, чтобы поскорее закончилась вся эта ситуация в стране. Чтобы все было хорошо в нашей державе. Потому что вся политика, вся ситуация уже надоела. Хочется, чтобы все устаканилось, уладилось.
P.S. Дай бог, чтобы не пришлось нашим запорожским, да что там – всем украинским военным применять свою силу для защиты Украины. Чтобы ни у одной мамы не прибавилось ни единой седой волосинки. Чтобы наши мальчишки возвращались домой. А во сне чтобы обнимали девочек, а не автоматы…