Коалиция в украинском парламенте официально развалилась, денег на повышение зарплат и пенсий нет, правительство не имеет поддержки в Верховной Раде. Обо всем этом говорили на протяжении недели известные люди.
Президент Украины Петр Порошенко:
о возможности роспуска парламента:
«Роспуск Верховной Рады – не обязанность, а лишь право президента. И я им воспользуюсь только в крайнем случае, которого мы просто не имеем права допустить. Вопрос восстановления доверия должен быть решен в стенах этого парламента. Доверие – это главный ресурс, который необходим для того, чтобы решать проблемы того масштаба, которые стоят перед нашей страной. Жду от парламента быстрых и государственных решений. А за мной – дело не станет».
о необходимости перезагрузки правительства:
«Теперь уже очевидно есть запрос на полную перезагрузку правительства. Пока что у премьер-министра сохраняется возможность выбрать, каким способом лучше дать пространство для реализации этого запроса. Момент для частичного обновления Кабинета министров упущен. О нем слишком долго говорили, и в результате – заболтали. Тотальное переформатирование Кабинета министров должно происходить на основе действующей коалиции в составе «Солидарности», «Народного фронта», «Самопомощи» и «Батькивщины»».
об отставке генерального прокурора Виктора Шокина:
«Сегодня утром у меня была встреча и обстоятельный разговор с генеральным прокурором. Я обратился к Виктору Николаевичу с предложением, чтобы он написал заявление об отставке. Виктор Шокин внедрил те реформы, которым в ГПУ оказывали сопротивление десятилетиями: лишение прокуратуры общего надзора, создание Национального антикоррупционного бюро и Государственного бюро расследований, и тому подобное. Это с одной стороны. С другой, ГПУ, к сожалению, не смогла заручиться доверием общества. И именно поэтому на повестке дня стоит вопрос об отставке генпрокурора».
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк:
о развале коалиции:
«Я могу только посочувствовать им. Нужно уметь нести политическую ответственность. Но мы не дадим бросить страну в пучину нестабильности, хаоса, отсутствия внешней поддержки, реформ, экономической и политической дестабилизации. Я обращаюсь к президенту, к его фракции и ко всем здравым и демократическим силам: «Перевернули страницу». Мы не имеем права допустить ужасного сценария распада страны, и не имеем право повторять ошибки 2015 года. Я проведу сегодня консультации с «Радикальной партией», еще раз поговорю с президентом, с руководителем его фракции. Надо убрать эмоции, они ни к чему, и двигаться дальше вперед. Моя рука протянута президенту Порошенко и его фракции. Не только моя, но и всей фракции «Народный Фронт», которая является вместе с президентской фракцией основой коалиции и основой изменений в коалиции».
об отсутствии денег для повышения зарплат и пенсий:
«Сейчас у нас дополнительного ресурса нет. В связи с существенным падением цен на нефть, в связи с обвалом цен на основные экспортные позиции Украины нам будет очень сложно выполнить бюджет. Я заявляю: если выполнение бюджета будет лучше, чем ожидаем, это значит, что средства направим на социальные выплаты».
Председатель парламента Владимир Гройсман:
о выходе «Самопомощи» из коалиции:
«Жаль, но я думаю, что мы будем продолжать политические консультации и найдем правильный выход для страны из сложившейся ситуации».
о возможности роспуска парламента:
«Думаю, что вчера то, что, с одной стороны, парламент признал работу правительства неудовлетворительной, с другой стороны – не смог дать необходимое количество голосов, чтобы его отправить в отставку, не решило кризис, а, наоборот, усугубило его. И я считаю, что все просто. Или в течение недели будет найдено решение именно здесь, в парламенте, политическими силами и предложена модель выхода из этой ситуации, или правительство должно быть полностью перезагружено, а если необходимо – и этот парламент».
Глава фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко:
о путях выхода из политического кризиса:
«Если Яценюк предложит новое правительство, получит доверие большинства парламента и поддержку общества, я готов жить и с Яценюком. Правительство получило карт-бланш на восемь месяцев формального существования. Но мы не сможем поддерживать правительство, которому не доверяют четыре фракции из пяти. Страна сейчас выбирает или отправить в отставку парламент, или правительство. Первое украдет у Украины полгода, второе – два дня».
об отсутствии поддержки в Верховной Раде у правительства:
«Результаты сегодняшнего голосования, которые формально не привели к отставке правительства, тем не менее продемонстрировали: это правительство уже не имеет поддержки парламента, оно не сможет проводить законы».
Глава фракции «Самопомощь» Олег Березюк о переходе в оппозицию:
«Сегодня, когда мы прекратили свою деятельность в коалиции, мы начинаем строить оппозиционную силу, которая является противовесом и будет предлагать альтернативные решения развития украинского государства. Будем поддерживать те решения, которые мы считаем правильными».
Начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко об ошибках в Дебальцево:
«Многие факторы влияли на ситуацию. Не всегда принимались адекватные решения. Например, я запретил руководству сектора распределять батальонно-тактическую группу 30-й бригады на отдельные мелкие подразделения и малыми группами отправлять их на опорные пункты. Бывало, что на одном «опорнике» находились военнослужащие двух-трех разных подразделений. А это усложняет управление. Не были взяты под контроль господствующие высоты. А это дало бы нам более широкий обзор местности и возможность соответственно реагировать на те или иные угрозы. Это касалось и высот в районе Логвинова, реки Карапулька, там находятся населенные пункты Большое Калиновое, Малое Калиновое. Еще одна ошибка – невыполнение сектором моего задания по разрушению переходов через реку Карапульку. Только одна группа выполнила. Остальные переправы остались – группы были отозваны сектором. Это позволило боевикам позже осуществить маневр, в том числе и перебросить танки».
Директор департамента политики и коммуникаций МИД Украины Алексей Макеев о возврате Крыма:
«Задача по организации международного переговорного процесса уже есть, и мы начали их реализовывать в рамках Мюнхенской конференции по безопасности в контакте с другими странами мира. Я не хотел бы сейчас говорить подробно. Эта работа началась. Нам надо понять, каким образом мы могли бы эффективно создать эту переговорную площадку. Представители России все еще пытаются сделать вид, что темы Крыма не существует для России. Тема Крыма существует для всего мира. Надо сделать так, чтобы Россия наконец это тоже осознала».
Экс-премьер-министр Украины Николай Азаров, оправдывая оккупацию Крыма:
«Признают, никуда не денутся. Если рассуждать, то Косово – это исторический центр Сербии. Это та территория, с которой Сербия и пошла. Нельзя сказать, что для Украины Крым – это такая территория. Крым никогда не входил в состав Украины, если не считать 1954 года, когда его административно передали в рамках единого государства. Калининград, или Кенигсберг, был когда-то столицей Прусского государства, но сейчас же никому из германских руководителей в голову не придет сказать: верни обратно Калининград. Так никому не придет в голову ставить вопрос и о возврате Крыма. Был там референдум, и ясно, что крымчане жить с этим бандеровским режимом не захотели. Это их право, они, в конце концов, автономная республика».