Вопрос о так называемых группах смерти сейчас очень часто поднимается в обществе. Сотни, а то и тысячи подростков наслышаны о подобных группах в социальных сетях или же являются их участниками. Кому выгодны жестокие реалити-игры? Кто заинтересован в смерти наших детей? Как уберечь ребенка от участия в подобных группах? Ответы на данные вопросы вчера, 1 марта, искали специалисты во время прямого эфира на телеканале «Алекс».
Как сообщал РепортерUA ранее, конечным результатом является суицид. По условиям «игры» надо пройти несколько этапов по причинению себе повреждений и разговорам ночью по Skype. После этого «кураторы» собирают личную информацию о ребенке и начинают контролировать его поведение, отправляя через социальные сети сообщения с указаниями по нанесению себе вреда. В итоге это может привести к необратимым последствиям.
В Украине первой жертвой «групп смерти» стала 15-летняя девушка, которая спрыгнула с крыши мариупольской многоэтажки. По словам инспектора ювенальной превенции Константина Ульяненко, к счастью, в Запорожской области нет ни единого факта суицида, связанного с данными группами.
– Мы узнали, что 209 детей из нашего региона постоянно регистрируются в суицидальных обществах и являются активными участниками. По нашим запросам эти группы блокируются. Также мы направили письма в департамент образования, чтобы в школах провели разъяснительные работы по поводу данной ситуации. Наша общая работа была направлена на ограждение детей от этих социальных групп, – говорит Константин Ульяненко.
Так что же толкает ребенка играть в такие жестокие игры?
Психолог Ирина Куратченко говорит, что подобные группы существовали всегда, это не новое явление в Интернете.
– Тема подросткового суицида всегда была актуальной. Это может быть потерянная любовь, депрессия. Начинать разъяснительную работу нужно не тогда, когда он уже является активным участником, а когда впервые знакомится с Интернетом. Нужно понять, чем интересуется ребенок, какие передачи смотрит, какие книги читает, меняется ли его поведение. И вам станет ясно по внешним признакам, происходит ли на него влияние.
Также по словам психолога, подтолкнуть к участию в «группах смерти» могут и нелады в семье или в школе.
– Как ни странно, но нам кажется, что это в основном касается неблагополучных семей. Но нельзя забывать о двойных стандартах, подростковом максимализме, что также может послужить толчком.
Глава фракции «Новая политика» в городском совете Алексей Басов отмечает, что власть уже включилась в решение этой проблемы.
– Я общался с несколькими директорами школ. По их словам, большинство одноклассников участвуют в этих группах. Это проблема гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Я сделал ряд запросов в департамент образования, где просил провести общешкольные родительские собрания, на которых нужно объяснить проблему. Кроме того, необходимо включиться в разрешение проблемы и психологам, протестировать детей на склонность к суициду. Но не стоит забывать и о родительском внимании, что очень важно. Со своей дочерью я провел воспитательные беседы.
Также, по словам депутата, он обратился в генеральную прокуратуру и к начальнику департамента киберполиции с просьбой усилить контроль и блокировку «групп смерти», а также предоставить данные о точном количестве детей из Запорожской области, которые зарегистрированы в пабликах.
Группы риска
Психологи отмечают, что в группу риска входят в первую очередь подростки, страдающие депрессией. Это подростки с душевной болью, которые не видят смысла в жизни, дети из неблагополучных семей и семей, в которых родители употребляют алкоголь, наркотики, семьи, где есть насилие, частые скандалы, или же родители находятся на грани развода.
Нельзя упустить и вопрос об ответственности на законодательном уровне, ведь тем, кто создает подобные группы, не должно все сойти с рук.
Как отмечает юрист Иван Черкашин, в Уголовном кодексе существует статья 120 («Доведение до самоубийства»), согласно санкции которой может грозить заключение сроком от семи до десяти лет.
– Механизм законодательный есть. Но есть ряд процессуальных моментов, которые не позволяют очень легко применять наказание. Администраторов наказать невозможно без наличия факта суицида и следственной связи между действиями администратора и фактом совершения суицида. Необходим ряд событий. Вообще статья 120 очень сложная в доказывании. Пока о реальных наказаниях мы не слышали, – отметил юрист.
Напомним, на прошлой неделе в Украине задержали по подозрению в данном преступлении двух человек, но позже отпустили из-за недостаточности доказательств. По словам Константина Ульяненко, игра началась в 2015 году, и только одному человеку было сообщено о подозрении в России. Этот человек довел до суицида 15 подростков.
Что же делать родителям, как оградить своих детей?
– Очень часто бывает так, что родителей охватывает срах, когда они узнают, что их ребенок является участником «группы смерти». И первое, что приходит на ум, – запретить. И этом может еще больше подтолкнуть детей к обратной реакции. Когда дети чувствуют запрет, их интерес только подогревается. Нужно посоветоваться со специалистом, поинтересоваться планами, увлечениями ребенка, попробовать восстановить с ним контакт. Не забывайте, что контроль еще больше будет способствовать тому, что ребенок будет стремиться вырваться на свободу, – посоветовала психолог Ирина Куратченко.
Также родители могут обратиться в отделение полиции по месту жительства и получить специализированную помощь специалистов ювенальной превенции. Кроме того, родителям советуют обратиться к оператору мобильной связи и усилить родительский контроль: запретить доступ к определенным сайтам, группам и т.д.
Телефон психолога: 067 617 60 17 – Ирина Куратченко.