Сегодня, 18 сентября, в Запорожье, в конференц-зале Торгово-промышленной палаты, проходит Всеукраинский тур по обсуждению проекта Кодекса этики медиатора. Обсуждения в рамках тура пройдут еще в десяти городах Украины. О том, как развита медиация в Запорожье и можно ли с ее помощью искоренить коррупцию в судебной системе, РепортерUA узнавал у вице-президента Национальной ассоциации медиаторов Украины Владиславы Каневской.
– Медиация – это процедура, когда специально подготовленный посредник помогает людям, которые попали в конфликтную ситуацию, решить их вопросы, – рассказывает Владислава Каневская. – Особенностью является то, что люди сами принимают решения, а медиатор только помогает, сопровождает их в этом процессе. И именно поэтому в медиации есть определенные принципы, определенные правила. Сейчас в Запорожье мы проводим круглый стол, где все интересующие стороны пришли обсудить и, возможно, представить свои рекомендации, предложения относительно того, каким способом будет регулироваться процедура медиации в профессиональном плане. Вступить в Ассоциацию могут люди, которые прошли специальную подготовку, а это не менее 40 часов обучения. Если в Украине будет принят законопроект о медиации, тогда речь будет идти о 90 или более часах подготовки.
– Насколько развита медиация в Запорожье?
– Сейчас я бы уже назвала более 25 медиаторов в Запорожье. Из них не все являются членами Ассоциации, но некоторые проходят сейчас подготовку. Я точно знаю, что в Запорожской Торгово-промышленной палате есть несколько медиаторов, которые прошли специализированные курсы. Это большой киево-немецкий курс, который преподается в Киево-Могилянской бизнес-школе. Есть несколько людей, которые проходили обучение ранее в проектах, и частично это было связано с медиацией в социальных вопросах. Сейчас проходит обучающий курс группа из 20 человек, которые также будут работать больше в социальных аспектах.
– Кто разрабатывал Кодекс этики медиатора и каковы его главные принципы?
– Как и в любой профессии, медиатор должен на что-то опираться. В какой-то момент у людей возникает удивление, когда они узнают, что медиация развивается в Украине уже 20 лет. Например, членами Ассоциации медиаторов Украины, которая является общественной организацией, уже стали более 100 человек. В какой-то момент мы поняли, что нужно проговорить, на каких началах мы действуем, чтобы клиенты могли ориентироваться, кого выбирать, это же касается и обучающих программ. И, конечно же, очень важно, чтобы сами медиаторы, если возникает какая-либо непростая ситуация, знали, как правильно и корректно действовать.
Это очень важно и для государственных органов, чтобы они понимали способы взаимодействия с такой важной профессией. И еще очень важный момент, что сейчас мы объединяемся, и международное сообщество к нам часто обращается. Мы ориентируемся на лучшие европейские стандарты. Как раз в основу Кодекса этики медиатора заложен европейский кодекс этики. Разрабатывали его наши коллеги – член правления Национальной ассоциации медиаторов Украины Луиза Романадзе и наш большой друг – член правления ОО «Украинская академия медиации» Наталия Крестовская из Одессы. Также в разработке принимало участие все правление.
Этот кодекс призван служить для медиатора этичным ориентиром в его деятельности, способствовать информированности и лучшему пониманию процедуры медиации ее участниками, а также повышению уровня доверия общества к медиации как эфективному способу альтернативного решения конфликтов (споров).
– Можно ли назвать медиацию альтернативой суду?
– Медиацией можно назвать альтернативу суду или его дополнение. Потому что иногда люди приходят и говорят, что не могут между собой договориться. Проходят медиацию – не договорились, идут в суд, получают решение. Через год приходят и снова говорят: помогите нам договориться снова. Рано или поздно, если мы говорим о тенденциях, если посмотрим на те навыки, которые позиционирует мировой экономический форум, то это и навыки взаимодействия, коммуникации, принятие общих решений – это все навыки, которые нужны в повседневной жизни каждому – и в управлении, и на бытовом уровне. Спасибо Запорожью, что присоединились! – улыбается Владислава Каневская.
– Как вы считаете, можно ли с помощью медиации искоренить коррупцию в судебной системе?
– Некоторые страны имеют подобный опыт, и там это действительно произошло. Потому что у людей появляется альтернатива. Конечно, есть недобросовестные адвокаты, судьи. Мы надеемся, что взаимодействие с судебной системой как раз приведет к тому, что у общества в соответствии с нашим законодательством и Конституцией будет возможность получать доступ к справедливости, которую, собственно и должно обеспечивать государство.
Отметим, что практика медиации применяется во многих странах Европы уже не один десяток лет. Но в нашей стране еще есть люди, которые даже и не подозревают, что решить тот или иной спор можно, не доводя до суда, и тем самым сберечь собственное время и нервы, а также деньги. В ноябре 2016 года законопроект «О медиации» прошел первое чтение в Верховной Раде Украины, и теперь сообщество медиаторов в ожидании того, как законодательно будет урегулирована их работа.