
Верховная Рада во втором чтении приняла закон о реинтеграции Донбасса. Он вступит в силу на следующий день после публикации в официальной прессе.
Издание 24 проанализировало главные принципы закона о реинтеграции Донбасса. Какие же изменения ожидают украинцев в связи с его принятием?
Больше не АТО
В законе о реинтеграции Донбассе Российская Федерация впервые официально называется агрессором. Согласно документу, Россия является инициатором вооруженной агрессии против Украины и оккупантом части украинской территории. Поэтому Украина больше не проводит АТО, а принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии.
«ДНР» и «ЛНР» названы «представителями оккупационных администраций РФ». Соответственно, теперь украинские заключенные в плену «ЛДНР» и России будут называться не заложниками, а военнопленными.
Границы оккупации будут определяться президентом Украины по представлению Министерства обороны и на основе предложений Генштаба ВСУ.
Украина не отвечает за действия оккупантов, но фиксирует все нарушения
Согласно законопроекту, Украина не будет отвечать за действия оккупантов на временно оккупированных территориях. В то же время украинская власть будет собирать информацию обо всех нарушениях, чтобы потом привлечь Россию к ответственности. Все члены оккупационной администрации понесут уголовную ответственность.
Вместе с тем в законопроекте не указаны ни период, ни условия причинения такого вреда, ни территория, на которой это произошло, что может осложнить доказательства вины России в международных судах.
Право собственности на оккупированных территориях
За физическими и юридическими лицами сохраняется право собственности на имущество, в том числе на недвижимое имущество и землю на оккупированной территории, если они получили его в соответствии с действующим законодательством Украины.
Документы, выданные оккупантами, будут действительны?
Юридические акты, которые выдают оккупационные службы РФ, являются недействительными и не создают правовых последствий. Украина не признает ни одного «закона», изданного оккупационными администрациями России. Действительными признаются документы, подтверждающие факт рождения или смерти лица на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, прилагаемые к заявлению о государственной регистрации рождения лица и заявлению о государственной регистрации смерти человека соответственно.
Кто будет руководить отпором?
Вместо штаба АТО теперь появится Объединенный оперативный штаб ВСУ. Он будет главным органом, которому будут подчинены силы ВСУ, Нацполиции и все, кого привлекают к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях. Командующих объединенными силами будет назначать президент Украины.
Война или дипломатия?
В законе предусмотрено, что Украина остается преданной «курсу политико-дипломатического урегулирования конфликтов на основе норм и принципов международного права и Устава Организации Объединенных Наций». Но для обеспечения национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии Украина имеет право привлекать личный состав ВСУ и других военных формирований со всем, что им необходимо для работы. Включая оружие, технику, транспорт и другие достижения цивилизации.
Ограничение въезда-выезда на оккупированные территории
Командующий объединенными силами с учетом безопасности обстановки вправе ограничивать въезд лиц на временно оккупированные территории Донецкой и Луганской областей и выезд лиц с таких территорий. Порядок въезда и выезда лиц, а также перемещения товаров с/на оккупированные территории определяется Кабинетом министров Украины.
На что имеют право силовики
В ходе отпора вооруженной агрессии России в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, военные, правоохранители и лица, привлеченные к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, имеют право:
1) применять в случае крайней необходимости оружие и специальные средства к лицам, совершившим или совершающим правонарушения или другие действия, препятствующие выполнению законных требований лиц, осуществляющих мероприятия по обороне;
2) задерживать и доставлять вышеупомянутых лиц в органы Национальной полиции Украины;
3) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, а в случае отсутствия документов – задерживать их для установления личности;
4) осуществлять личный досмотр граждан, досмотр их вещей, транспортных средств и вещей, которые ими перевозятся;
5) временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, не допускать транспортные средства, граждан на отдельные участки местности и объекты, выводить граждан с отдельных участков местности и объектов, отбуксировывать транспортные средства;
6) входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам, для выполнения мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, проверять транспортные средства;
7) использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям и организациям, кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций.
«Скользкие» вопросы реинтеграции
Хотя после первого чтения президентский законопроект подвергся изменениям, документ до сих пор далек от идеала, констатируют народные депутаты.
Вопрос Крыма
Светлана Залищук обращает внимание на то, что хотя в тексте закона и добавили в перечень оккупированных территорий АР Крым и Севастополь, однако в название закона Крым не внесли. В преамбуле закона появилось упоминание о Крыме. Однако никаких механизмов возвращения полуострова законодатели не предлагают.
Не прописана дата начала оккупации
В законопроекте не появилась точная дата оккупации, на которой настаивали, в частности, депутаты от «Самопомощи». Это помогло бы Украине отстоять права в международных судах. В законе есть только ссылки на закон о статусе Крыма. Там прописана дата начала оккупации полуострова. Поэтому норму можно истолковать так, что оккупированным у нас является только Крым.
«Мы предлагаем четко определить дату оккупации. Именно отдельных регионов Донецкой и Луганской областей для того, чтобы дать возможность как обычным украинцам, так и Украине в международных судах требовать компенсацию от страны-агрессора – России – за все те убытки, которые она нанесла как нашим гражданам, так и вообще стране», – подчеркнула народный депутат от «Самопомощи» Виктория Войцицкая.
Восстановление торговли с оккупантами?
Вице-спикер Оксана Сыроед считает, что этот закон предусматривает восстановление торговли с отдельными районами Луганской и Донецкой области. «Огромная опасность заложена в том, что торговать будет армия, то есть контролировать торговлю будуть Вооруженные силы, объединенный оперативный штаб и так называемый командующий объединенными силами. Я думаю, это огромная трагедия для Вооруженных сил, поскольку торговля и Вооруженные силы несовместимы», – отметила Сыроед.
По словам внефракционного депутата Дмитрия Добродомова, этим законом Рада фактически отменяет решение СНБО о торговой блокаде ОРЛДО.
Возможность ограничения прав человека
Есть большой вопрос о соблюдении прав человека в части ограничения въезда-выезда на оккупированные территории, считает нардеп Светлана Залищук.
Мустафа Найем объясняет, что лица, которые привлекаются к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны в Донецкой и Луганской областях, будут наделены беспрецедентными полномочиями. В условиях войны это правильно, однако Найем отмечает, что «эти полномочия вступают в силу при очень неточно расписанных условиях и для очень широкого круга лиц».
«Условия, при которых такие полномочия вступают в силу, описанные настолько размыто, что их можно использовать даже в случае пожарной безопасности. Порядок перемещения лиц и товаров на/с оккупированных территорий устанавливает Кабинет министров. Но эти нормы могут быть полностью проигнорированы Командующим объединенных сил. К сожалению, многие поправки, в том числе мои, которые предлагали определить хотя бы общие рамки перемещения лиц и товаров, были отклонены», – заявил Найем.
«Неограниченные» возможности для Президента
Принятием этого закона Верховная Рада формально-юридически одобряет решение президента Украины об использовании ВСУ и других воинских формирований для сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях. По словам Мустафы Найема, это означает, что закон наделяет президента правом единолично, без дальнейшего парламентского контроля решать вопрос о применении ВСУ и других военных формирований, что прямо противоречит п. 33 ст. 85 Конституции Украины.
Все решения в бывшей зоне АТО будет принимать командующий Объединенным оперативным штабом ВСУ. А он и его полномочия будут определяться президентом Украины, что также противоречит Конституции (согласно ст. 106, полномочия президента определяются только Конституцией Украины).