Черная археология в Запорожской области — это, в большей мере, четко отлаженный бизнес, — заявляют специалисты. Старые монеты, наконечники стрел и ржавые шлемы, мирно разложенные на газетке, никого уже не удивляют, а между тем именно так кусочек за кусочком продается наша история.
На сегодняшний день на государственном учете состоит 8,5 тысяч памятников, находящихся на территории региона. По количеству памятников археологии Запорожская область занимает одно из первых мест в Украине — 6722. В течение же последних нескольких лет в нашем регионе было выявлено еще 400 памятников археологии.
С металлодетектором наперевес
По словам заведующего отделом охраны памятников и археологии Национального заповедника «Хортица» Дмитрия Кобалии, не каждого человека с металлоискателем можно отнести к «черным археологам». Большая часть не рассматривает такую деятельность как средство постоянного заработка, воспринимая это как своеобразное хобби. Таких людей историки называют «копателями».
— По оценкам специалистов, владельцев металлодетекторной аппаратуры или тех, кто условно может быть причислен к «копачам», на Украине насчитывается не менее 9 тысяч человек. В данную категорию включены те, кто использует аппаратуру регулярно, т. е. до десяти раз в год. Из них только около 5 % рассматривают такую деятельность как средство постоянного заработка, остальные воспринимают это как хобби. Внутри группы прослеживается дифференциация по направлениям. Так, до 80 %, или более 7 тысяч человек, специализируются как раз на объектах Второй мировой войны. Из них только незначительная часть состоит в официальных поисковых отрядах, занимающихся поиском и перезахоронением солдат и их останков. Еще около 15 % копачей занимаются поиском предметов старины — от античности и до начала ХХ столетия. К ним относятся «кладоискатели», «чердачники», «монетники», сюда же — «пляжники». Естественно, такая практика не может считаться полноценным археологическим исследованием, так как помимо эксгумации основной задачей «копа» является бессистемный поиск отдельных предметов, — рассказывает Дмитрий Кобалия.
Каждая вещь на месте исторической важности является хронологическим индикатором, то есть вещью, которая определяет дату поселения, культурную принадлежность, этнический состав населения и его социальный статус. То есть буквально каждая находка может помочь в восстановлении исторической топографии поселения. Тогда как работа черных археологов делает из культурного наследия ценности общего пользования.
— Непосредственно «черными» даже в среде «копателей» называют тех, кто под прикрытием различных полукриминальных структур занимается целенаправленным разграблением памятников археологии и вандализмом. Их деятельность воспринимается сообществом скорее негативно и даже враждебно. Это меньшинство отличается от остальных грабительскими раскопками на большую глубину с проникновением в культурный слой и изъятием ценностей с целью их перепродажи. Для этого используются не поверхностные, а более дорогие глубинные металлодетекторы, георадары, а иногда и сельскохозяйственная техника. Этот же круг лиц специализируется на поиске, подъеме и перепродаже военной техники, преимущественно немецкого производства. Таким образом, мы имеем дело с явлением, которое не следует упрощать, — говорит заведующий отделом охраны памятников и археологии Национального заповедника «Хортица».
Историки винят коллекционеров
Как правило, четко ориентированные на прибыль черные археологи точно знают, где нужно «копать», как в прямом, так и в переносном смысле. Корень своих бед историки в большей степени видят в коллекционерах, ведь не было бы спроса, не было бы и предложения. Зачастую черные археологи — это лишь одно звено в длинной цепочке. Они выполняют самую грязную работу, выкапывая древности из земли. Такие копатели интересуются спецлитературой и имеют свою широкую базу покупателей и перекупщиков не только на территории нашей страны, но и за рубежом. По словам археологов, сейчас на юге Украины грабят, прежде всего, курганы, античные поселения, могильники и Крым. Но от «черной чумы» страдает не только юг, «болеет» ею и вся Украина. Запорожские археологи предполагают, что наш край может остаться и вовсе без истории, если не взять ситуацию под надлежащий контроль.
— Как показывает опыт западных стран, наиболее качественным и всесторонним методом охраны культурного наследия является именно общественный контроль, а также понимание культурного и коммерческого потенциала памятников как туристических объектов, — отмечает заведующий отделом охраны памятников и археологии Дмитрий Кобалия.
Решительно исправить ситуацию с охотниками за историей намерены не только сами археологи, но и запорожские власти. Председатель облгосадминистрации Александр Пеклушенко не раз акцентировал внимание на сохранении историко-культурного наследия и предотвращении разрушения и разворовывания исторически важных объектов на территории Запорожского края.
В частности, в селе Мордвиновка (Мелитопольский район) черные археологи незаконно разрушили курган с использованием тяжелой техники. Незаконные работы начались в августе 2011 года. Впрочем, вскоре после вмешательства правоохранительных органов, которые возбудили уголовное дело, они были приостановлены, правда, ненадолго. Черные археологи возобновили раскопки осенью прошлого года.
Директор областного центра охраны культурного наследия Юрий Щур отметил, что черные археологи, разворовывая курганы, забирают не только ценные находки, но даже обнаруженные человеческие кости.
— После того как было возбуждено уголовное дело, работы в селе Мордвиновка были приостановлены, однако по результатам следствия к уголовной ответственности никто привлечен не был. Скорее всего, именно поэтому работы были возобновлены в конце октября прошлого года. Борьба с черными археологами осложняется тем, что их практически никогда не привлекают к уголовной ответственности: на моей памяти был только один случай, — говорит Юрий Щур.
Подобный случай произошел и в Куйбышевском районе (Запорожская область). Там проверка прокуратуры установила, что одно из сельскохозяйственных предприятий в 2012-2013 годах самовольно засеяло 54 гектара земли, под посевы попал один участок на землях историко-культурного назначения, на котором расположен древний курган.
Куйбышевской межрайонной прокуратурой в Единый реестр досудебных расследований внесены сведения о фактах самовольного занятия земли (ст. 197-1 УК Украины). Для проведения досудебного расследования материалы производства прокуратура передала в милицию.
Наказание не пугает
В настоящее время вопросы охраны и учета памятников истории регламентируются Законом Украины «Про охрану культурного наследия» и Уголовным кодексом. Так, согласно статье 298 УК, нелегальные раскопки на территории памятников национального значения караются лишением свободы сроком до пяти лет. Но это мало пугает искателей сокровищ. По словам запорожских археологов, чаще всего приходится сталкиваться с непониманием со стороны правоохранителей, которые не имеют представлений и должных указаний, что именно является ценной исторической находкой.
— Понятие «черная археология» в законодательстве Украины отсутствует. Статьей 298 Уголовного кодекса Украины предусмотрена ответственность за незаконное проведение поисковых работ на объекте археологического наследия, уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия, — отметил в. и. о. начальника ГУ МВД в Запорожской области Василий Василенко.
Действующее украинское законодательство имеет достаточно возможностей для привлечения правонарушителей к ответственности. Но чтобы наказать, археологов-браконьеров нужно поймать на месте раскопок, что зачастую довольно сложно.
Чтобы вывезти из Украины историческую реликвию, согласно закону «О вывозе и ввозе культурных ценностей», жителям нашей страны понадобится справка – свидетельство на вывоз культурных ценностей. Выдает это свидетельство региональное отделение Государственной службы контроля по перемещению культурных ценностей. Стоит она недешево – 4 тыс. гривен.
Вечные ценности
Ещё одним спасательным жилетом для запорожских памятников стала их паспортизация, которая сейчас ведется в нашей области. В неё входят геодезические работы, размещение на карте, обследование и инвентаризация, после чего всем памятникам «выдадут» паспорта нового образца. Кроме того, с недавнего времени у нашей области появился собственный каталог-справочник культурного наследия, который включает 3871 объект. В их числе: памятники национального и местного значения Запорожской области, занесенные в Государственный реестр недвижимых памятников Украины; памятники и объекты культурного наследия, находящиеся на государственном учете в соответствии с законодательством Украинской ССР, а также объекты, выявленные в результате проведения научно-исследовательских и поисковых работ.
По словам директора Запорожского областного центра охраны культурного наследия Юрия Щура, в справочнике даны краткие сведения о недвижимых памятниках археологии, истории, архитектуры, монументального искусства Запорожского края. Археологические объекты представлены курганами, курганными могильниками, а также поселениями. Хронологически они охватывают период с верхнего палеолита — это стоянка «Мера» вблизи с. Каневское Запорожского района. Более 800 объектов — это памятники истории, связанные с периодом Великой Отечественной войны: братские и одиночные захоронения советских воинов, жертв фашизма, мемориальные кладбища, мемориальные комплексы, военная техника, достопримечательности и сооружения.
Как рассказал заведующий отделом охраны памятников и археологии Национального заповедника «Хортица» Дмитрий Кобалия, по данным исследований 2012 года, на территории Национального заповедника «Хортица» сохранились визуально читаемые следы более 100 блиндажей, пулеметных точек и артиллерийских позиций. Длина же ходов сообщения и стрелковых окопов на острове исчисляется километрами. Легко представить себе, что в пределах Украины количество таких объектов может насчитывать тысячи, а протяженность боевых позиций — десятки тысяч километров.
В отличие от черной археологии, успехи официальной значительно скромнее. Однако, несомненно, более весомы. Окажутся ли уникальные экспонаты запорожской истории в частных коллекциях или будут экспонироваться в лучших музеях нашего региона – покажет не только время, но и слаженная работа правоохранителей, власти, археологов и, конечно, небезразличных горожан.