Исследовательская команда Bellingcat провела геолокацию и независимую верификацию видео, опубликованных Минобороны РФ, после сообщений с мест о том, что российские авиаудары поражают группировки, не относящиеся к «Исламскому государству». Об этом сообщается на сайте Bellingcat.
Исследователи проанализировали все видео авиаударов, опубликованных Минобороны РФ на официальном канале в YouTube по состоянию на 25 октября.
«Мы можем с уверенностью заявить, что подавляющее большинство российских авиаударов пришлись по позициям, занимаемым группировками повстанцев, не относящимися к «Исламскому государству» и представляющими непосредственную угрозу сирийскому режиму и его главе Башару Асаду. При этом территория «Исламского государства» редко подвергалась авиаударам: из 60 авиаударов, запечатленных на видео, только один пришелся по ИГ и по тому месту, о котором заявило Минобороны РФ. 14 других авиаударов также пришлись по тем местам, о которых заявило министерство, но они не находятся под контролем ИГ», – отмечается в сообщении.
Исследователи запускали процесс верификации, позволяющий обсуждение и краудсорсинг доказательств.
«По каждому видео мы собирали и проверяли следующие подробности: заявленное место; заявленная цель; наличие ИГ в этой местности; заявленная дата авиаудара; дата загрузки. Точное время загрузки мы определяли с помощью YouTube DataViewer от Amnesty International», – пояснили в Bellingcat.
На основе этих деталей и краудсорсинговой геолокации исследователи определяли фактическую цель авиаудара и выявляли несоответствие. Под несоответствием понимается либо несовпадение заявленной и фактической точки авиаудара, либо отсутствие ИГ в подвергшемся бомбардировке районе при упоминании ИГ в заголовке/описании видео.
«Исследование дало следующие результаты: во всех случаях, кроме одного, когда заявленная цель совпала с фактической, нам не удалось установить наличие «Исламского государства» в этой местности; в случаях, когда заявленные места авиаударов не совпадали с фактическими, нам не удалось установить наличие ИГ в этой местности; заявленные цели имеют различные определения: чаще всего Минобороны РФ называет их «ИГ», однако часто встречается «террористы» или «боевики», – отметили в Bellingcat.
Данные исследователей позволили выявить две закономерности. Во-первых, в период с 30 сентября по 11 октября было опубликовано больше видео, чем с 12 октября по 21 октября. Во-вторых, в публикации видео наблюдаются паузы. «Тогда как первые авиаудары якобы наносились по ИГ, в последние две недели заявлялось о поражении неких неопределенных «боевиков», – объясняется в расследовании.
Значительное количество авиаударов, по всей видимости, наносилось по целям в губернаторствах Хама, Идлиб и Латакия, где отсутствуют боевики «Исламского государства». Первые две провинции контролируются различными группировками оппозиции, сражающимися с режимом Асада.
Расследование показывает, что большая часть мест, попавших под российские авиаудары, находятся вне территории контроля террористов.
Вместе с тем российские официальные лица сами предоставили явное доказательство положения их фактических целей: подробная и богато иллюстрированная карта, распространившаяся в сети, показывает, что большая часть российских авиаударов пришлась по губернаторствам Идлиб и Хама, помеченным Минобороны как «районы, контролируемые другими (не относящимися к ИГ) незаконными вооруженными формированиями».