Кинопроизводство в Китае – быстрый и грязный бизнес. Здесь это называют «китайское ускорение».
Каждый месяц журналист CNN Кристи Лу Стаут встречается с экспертами, чтобы обсудить причины бурного экономического и социального роста Китая. Темой этой дискуссии стал кинематограф. РепортерUA публикует перевод статьи.
О том, что нельзя протягивать электрический кабель через водоём, знает, пожалуй, каждый. Но на съёмочной площадке студии Hengdian Studios я стала свидетелем того, как один работник, стоя на мосту, привязал верёвку в концу кабеля и готовился бросить её своему коллеге на берегу. Так они собирались подключить питание для осветительных приборов. К счастью, мы успели их остановить.
Киноиндустрия в Китае не для слабонервных. В этом лишний раз убеждаешься после общения с кинематографистами этой страны.
Hengdian Studios – самая крупная в мире киноиндустрия. Она располагается на 2,5 тыс. акрах. На её территории построена точная копия Запретного города (Гугун, который находится в центре Пекина – А. Ф.), в котором, в частности, снимался фильм Чжана Имоу «Герой» (2002).
Въезд в шанхайский кинопарк в Чэнду
В 2009 году она сняла романтическую комедию «Месть Софи», которая собрала в прокате $ 16 млн. Таким образом, она стала первым кассовым китайским режиссёром-женщиной.
«В Голливуде кино снимается очень медленно. В среднем на каждый фильм уходит до четырёх лет. Если же у вас хороший сценарий и вы хотите снимать в Китае, то вы можете получить деньги буквально на следующий день», - говорит она.
Благодаря такой скорости производства режиссёры нередко обходят трудности с цензурой.
Но если натолкнутся на цензоров, то производство фильма может затянуться надолго. Например, предварительная проверка сценария одного исторического фильма заняла целый год. «Тут проблема не в ком-то конкретно, а в целом во всей системе», - говорит Ева.
Голливудские фильмы, перед тем как они оказываются на китайских экранах, заметно изменяются: вырезают отдельные сцены или меняют название. «Несмотря на это, если посмотрите фильмы «Петля времени» или «Железный человек 3», которые идут в Китае, то заметите, что в них всё равно осталось многое, что официально запрещается цензурой», - говорит продюсер Дэн Минц. Он занимается поставкой американского кино в Поднебесную.
Основные причины, по которым правительство запрещает те или иные фильмы – это «нарушение общественного порядка», «угроза общественной морали» или «содействие культам и суевериям».
Если вы посмотрите на список запрещённых фильмов, то поймёте, что здесь практически ничего нельзя снимать. Например, в «Петле времени» сюжет основывается на путешествии во времени, что обычно цензоры расценивают, как «содействие культам и суевериям». Поэтому и ставят строгий запрет на прокат картины.
Однако из-за того, что лента снималась частично в Китае – её выпустили на экраны и в результате она стала главным кассовым хитом прошлого года.
На каждом этапе производства фильма китайские кинематографисты сталкиваются с большими проблемами. Им постоянно выдвигают свои требования инвесторы, актёры, цензоры, руководство студии, а также многие другие. «Нужно обладать настоящим талантом, чтобы обойти все эти преграды. И этот талант иногда даже важнее, чем умение снимать кино», - говорит Ева Джин.
Режиссёр Лу Чуань выступает за ослабление цензуры в кинопроизводстве своей страны. По его словам, эти ограничения лишают кинематографистов возможности снимать фильмы, которые действительно интересны широкой аудитории.
«В американском фильме можно взорвать Белый дом. Но это недопустимо в случае с парламентом Китая. Это, пожалуй, главное отличие. Массовая аудитория хочет видеть множество интересных визуальных приёмов. Остаётся лишь надеяться, что со временем некоторые запреты исчезнут», - сказал Лу Чуань.