
Проблемы нашего города – это проблемы каждого из нас. Запорожье уже много лет оказывается в рейтинге самых загрязненных городов Украины. Нас всех беспокоит грязный воздух, которым дышим, вода, что течет в наших трубах... Но это не единственные проблемы, с которымы приходится сталкиваться при реализации планов по очистке окружающей среды. Задумывались ли вы о том, как быть с тоннами мусора, который ежедневно вывозят с наших дворов? И есть ли чья-либо вина еще, кроме нашей, в том, насколько же этого мусора много?
Чтобы разобраться с подобными вопросами, РепортерUA обратился к консультанту по внедрению экологических решений Любови Грибовой. Девушка уже несколько лет продвигает идею «zero waste», ведет свою группу в Facebook, где делится полезными советами о замене пластика на более экологичные варианты, рассказывает о новинках в мире эко-товаров, организовывает эко-марафоны и читает лекции на тему жизни с минимумом отходов.
Расскажите, как давно вы пришли к экологическому мышлению и почему?
– Мне всегда было интересно, что это такое – экологическая школа, экологические кружки. Но почему-то было ощущение, что все это безрезультатно. Поэтому я на какое-то время выпала из этого, а, наверное, вернулась два года назад, когда поехала в «Зеленую школу» в Киев. Там обучалась, услышала много нового и поняла, что мир изменился, ищет решения. Мир хочет внедрить подобные решения. И с прошлого года я занимаюсь именно деятельностью в сфере «эко». То есть, это и консультирование по поводу того, как сделать какой-либо бизнес или офис более экологичным, и это мероприятия, которые я помогаю организовать. Вот зимой был эко-марафон – 21 день, 21 задание. Читала лекции в школах, просили помочь с проектами, – рассказывает Любовь Грибова.
Эко-марафон полезных привычек проходил этой зимой. В течение 21 дня участники марафона выполняли разнообразные задания: сортировали мусор, покупали товары без пластиковых упаковок, носили еду и напитки в собственной таре и др. Целью челленджа было ознакомить запорожцев с принципом «разумного потребления» и философией «zero waste».
Участники 21-дневного эко-марафона
– Вы сказали, что ездили в Киев на «Зеленую школу». Расскажите подробнее о том, что такое «Зеленая школа»?
– Вот через неделю будет еще один поток «Зеленой школы». Это лекторий, на который собираются все представители из Украины и приглашенные спикеры из-за границы, – отмечает девушка. – Они рассказывают по своим направлениям: органическое сельское хозяйство, направление менеджмента, то есть как вести себя с такими товарами, знакомство со стартапами, сортировка мусора. Очень много тем, которые можно под одну гребенку «эко» сгрести, и вот они там представлены. Можно приехать, познакомиться, послушать, вживую увидеть спикера, и вообще понять твое это направление или нет. Можно попроситься на стажировку, стать волонтером, узнать о вакансиях.
– Скажите, какие изменения произошли именно в вашей жизни?
– Именно в моей жизни изменилось все. Потому в моей жизни и нет мусора. Я к этому раньше подходила, но у меня не складывалось. А первое, что получилось, это разобраться с органическим мусором. Решиться на компостирование в городских условиях, в квартире… Я вам хочу сказать, это очень сложно. И два года назад не было абсолютно никаких подобных инструкций, видеоматериалов или видеообзоров. Это все были пробы и ошибки, в основном ошибки. Это сейчас я уже сама читаю лекцию про компостирование, и в интернете делала пост об этом, и в живую рассказывала, а тогда, в первый год, это были в основном одни ошибки. Муж был в шоке – из дома пропали пакетики, нет мусорного ведра, жена сошла сума, что делать? Сейчас у нас все стабильно, ровно, быт пришел в норму. Люди всегда находят отговорки и твердят, что у них нет столько времени. Я хочу сказать, что у меня наоборот появилось намного больше времени на какие-то другие занятия, – отметила девушка.
– Расскажите, что такое компостирование?
– Это то, что раньше делали в селах. То есть органика должна возвращаться в землю. Природа устроена так, что любая органика разлагается на простейшие вещества. Внешне это выглядит как земля, но очень богатая. То есть гумус, биоудобрения, то, за что вы платите большие деньги, чтобы купить для своих цветочков хорошую землю – это на самом деле продукция компостирования. Есть специальные фермы и заводы, которые этим занимаются. Не в Украине, пока что. Но в городской квартире… Цикл в природе, если закопать органику в землю, занимает девять месяцев. Учитывая холодные месяцы, в которые ничего не происходит – это год. У нас на балконе нет такого ящика, чтобы за год можно было это все провернуть. В частном секторе можно поставить компостеры, которые быстрее это делают, но по факту все равно это ящик с определенными условиями. И там происходит либо природная ферментация, то есть работают бактерии, либо есть специально выведенные дождевые черви, и вот они тоже делают очень быстро, – рассказала Любовь. – В квартире можно ферментировать, рубятся растительные отходы (животные нет), они ферментируются, запаха нет. Потом это нужно куда-то девать, и такой метод подходит тем, у кого есть дача, либо где-то рядом есть ферма. Я поняла, что для меня самым оптимальным является сухое компостирование. В зимний период это на одной батарее, мне хватает. У меня даже органики минимально – я стараюсь максимально тонко счищать шкурку, я стараюсь не ждать, пока еда пропадет или что-то в холодильнике покроется плесенью, потому что плесень нельзя ферментировать – это уже грибок. Я просто подсушиваю, потом складываю в ящик на балконе или в мешок. Оно может очень долго храниться. А в органическом земледелии этому могут найти применение – знакомые, которые этим занимаются, с удовольствием забирают на эко-фермы, на дачи. Летом я раскладываю на балконе, оно подсушивается и складывается. А вот в период пока холодно и нет отопления – я ферментирую, а потом это вывожу. Это тяжело, ведь за целую зиму у меня большой мешок отходов, который почти ничего не весит. И транспортировать его куда-то очень просто, легко. Он не течет. И в электричке можно довезти, и в багажнике. А вот с сырым компостом нужно чтобы было удобно. Отходы животного происхождения лучше собирать отдельно и потом утилизировать способом закапывания там, где они никому не навредят. Потому что животные могут пораниться о трубчатые кости. А скорлупа компостируется вместе с растительными отходами, – отметила девушка.
– Как отреагировала ваши друзья, семья, в том числе муж, на изменения?
– Поначалу, когда ты вторгаешься в чью-то зону комфорта и говоришь: «нет, теперь мы будем жить по другому», происходит отрицательная реакция – это нормально, – заверила Лобовь Грибова. – Наоборот даже странно, если все будут соглашаться. У нас до этого была сортировка мусора. Я пообещала, что мы найдем удобный для нас формат. Мы его нашли, это заняло больше времени, чем я думала. Но теперь для нас это действительно удобно и комфортно.
– Пластик очень плотно вошел в нашу жизнь. Как от него отказаться, если это не только пакеты, но и почти все окружающие нас предметы, включая бытовую технику?
– У меня в жизни тоже есть немножко пластика, потому что так или иначе он попадает в наши жизни. Но я стараюсь выбирать то, что маркировано, то, что я могу сдать на утилизацию. Есть стекло и металл, и некоторые виды пластика, которые очень легко сдать на переработку. Это то, что можно сдать за деньги в пунктах, это то, что можно смело выбирать, если у вас есть выбор между пакетиком, стеклом, и вы точно знаете, что можете что-то из этого сдать. Те же многоразовые вещи рано или поздно ломаются, и мусор все равно есть. У меня за прошлый год накопилось 20 литров мусора, и его можно еще подтрамбовать. Это немаркированный пластик, то, что я не могу никуда сдать. Обычно, оно было уже где-то в этой квартире, где мы живем, либо как-то случайно ко мне попало. Ноль отходов – это не значит, что их нет совсем. Это значит, что их минимум. В сравнении с обычным человеком один мой мусорный пакет за год – это что-то нереальное. Если подумать, основная фишка в том, что надо смотреть, что ты покупаешь, и в чем оно запаковано. И проблема даже не в упаковке, а в том, нужно ли нам такое количество вещей, товаров и продуктов. Человечество слишком много придумало в этой жизни. И проблема не в упаковке, пластике, потому что пластик – это и игрушки, и одноразовые вещи низкого качества. Проще заплатить больше, но в расчете на срок службы стоимости этих вещей – они себя окупают. Поэтому, кроме того, чтобы смотреть, что вы покупаете и в чем, себя надо спросить: «Могу ли я без этого обойтись? А если не могу, могу ли я заменить эту вещь многоразовой и долгослужащей?». Это касается и одноразовых подгузников, и пластиковых трубочек, игрушек, гардероба и так далее, – рассказала девушка.
– По вашему мнению, насколько критична сейчас ситуация именно в нашем городе?
– В нашем городе ситуация критична, потому что у нас и не пахнет сортировкой мусора. Никто не собирается ее вводить. Единственный проект, который этим занимается, – «Кольорові відра». Сейчас они принимают очень маленький перечень отходов на переработку, и он в принципе дублирует те отходы, которые можно сдать в обычном пункте, может быть чуть больше. И та упаковка, которая продается в супермаркетах, магазинах и так далее, те же пакеты, которые в Днепре, в Харькове, Киеве принимают на переработку, у нас не принимают. Поэтому ситуация критична. О нашем полигоне все в курсе, он очень большой. И я всегда говорю – это менталитет. Человек выбрасывает мусор и думает, что все хорошо. Если он его донес до мусорной урны или контейнера, у него уже нет вопроса – а что дальше? Машина вывезла, никто не знает, что дальше, то есть куда оно попадает, сколько оно будет там лежать. Мы не говорим об этом, люди в основном не задумываются, они считают это нормальным. Но это не нормально – шесть килограмм мусора каждую неделю от семьи, – подытожила Любовь Грибова.
– Как вы думаете, есть ли у Запорожья шансы исправить ситуацию?
– Всегда есть шанс, пока не поздно, пока мы не задохнулись. Чтобы массово повлиять, нужно чтобы люди хотя бы задумались, что уезжающий мусоровоз – это проблема. Что весь тот мусор, который они выбрасывали, в один прекрасный момент может вернуться, – отметила девушка. – Как я говорю: вспомните, сколько в вашей жизни было зубных щеток. Вспомните вашу первую зубную щетку, и вашу любимую, с каким-то героем. И представьте, что все они еще где-то есть, где-то там. И вот представьте, все то, что вы еженедельно добросовестно складывали в черные баки, и машина его увозила, в какой-то прекрасный момент может к вам вернуться. И вы с этим не справитесь.
– Есть ли у вас знакомые или друзья, которые, как и вы, изменили мышление?
– Конечно, есть. У нас был «Эко-марафон», и очень много людей в той или иной степени научились жить без пакетиков, или даже минимизировать пластик в жизни. В Запорожье есть проект «Zpspace». Они тоже молодцы, тоже читают лекции. У них есть магазинчик товаров, все для зеровейстеров, многоразовое: экологические щетки, многоразовые трубочки и так далее. Их там четыре человека, они все зеровейстеры. У меня есть в соцсетях много друзей, тоже зеровейстеров, с ними встречаемся на общих мероприятиях. В Запорожье, где население больше 700 тысяч человек, до ста зеровейстеров – это, конечно, мало. Но, тем не менее, это привлекает внимание. Два года назад я пыталась объяснить на рынке, что я не хочу пакетик, и меня уговаривали его взять, ведь «он же бесплатный, а как же вы донесете, ваша сумочка запачкается». Сейчас реакция абсолютно другая: «Молодцы. Как же надоели эти пакетики. Надо же с этим что-то делать». Уже все изменилось, я уже вижу эти изменения. Нам просто нужно дальше пробивать эту тему. Больше информации давать о том, что происходит с мусором, как он нам вредит, как он вмешивается в нашу жизнь и что мы оставим нашим детям, – заметила Любовь.
«Zero waste» – это философия, которая с английского языка переводится как «ноль отходов». Ее цель – это непопадание мусора на свалки и в крематории. Согласно определению международного альянса Zero Waste International, «Zero waste» – это моральная, экономическая, эффективная цель, направленная на изменение способа жизни людей и привлечение к созданию устойчивых природных циклов, где все избыточные материалы предназначены для того, чтобы стать ресурсами для других.
– Расскажите в целом, или может быть на примере, как именно мусор нам вредит? Многие этого просто не осознают.
– На примере: наши полигоны абсолютно не стандартизованы. Наш полигон сделан во второй половине прошлого века, он достаточно старый. И полигон – это просто место, куда вывозятся отходы. В Европе уже с конца 80-х годов полигоны строились по типу саркофага. Они выстилались очень толстым материалом, который не пропускал выделяющиеся жидкие яды, защищая таким образом грунтовые воды. Когда проводилось захоронение мусора, его накрывали куполом, землей, и делали отводы для газов. В специальной установке эти газы собирались и сжигались, – рассказала девушка. – У нас ничего этого нет до сих пор. На дворе 2019 год, а запорожский полигон построен в средине прошлого века. Защищать грунтовые воды? Нет, не слышали, зачем? Конкретно про вред микропластика для жизни громких исследований нет. Но есть влияние микропластика в принципе на живые организмы, а человек – это такой же живой организм. Микропластик может быть канцерогеном. Можно посмотреть информацию о заболеваемости у людей, который живут недалеко от полигонов, получится жуткая статистика. Да и просто логически подумать, что это куда-то девается. Мы все выезжаем на реку Днепр, и кто ныряет, тот видит весь кошмар, который там есть. И мы в этом купаемся. И мы ловим рыбу из Днепра, которая тоже уже с микропластиком, – отметила Любовь.
– Расскажите на примере, как заменить пластик в повседневной жизни?
– К примеру, у меня не приняли посылку на «Новой почте», потому что по их нормам она должна быть запакована с пенопластом. Ждем, пока они все-таки подтвердят свою идею и получат более экологичный наполнитель для хрупкого. Как еще один пример, при покупке растительных продуктов, которые в шкурке, можно просто налепить ценник на фрукт и не класть его в пакет с пакетами. Это вот самое первое, что может сделать любой человек. У меня есть мешочки, можно поискать дома мешочки. В них можно складывать овощи, ту же картошку, лук, морковку в супермаркете, и клеить стикер сверху на нее, или на рынке взвешивать. В супермаркете даже есть возможность оттарить. Я все покупаю в свою тару: это либо мешочек, либо банка, либо судочек. На кассе у меня вообще нет проблем, они заглядывают и даже не удивляются. С подарками – тоже, лучше дарить без пакетиков. Это такой образ жизни, образ мыслей. Очень много случаев, когда пакет не нужен. Вы заводите себе эко-сумку или достаете ее откуда-то, потому что вам ее с чем-то подарили, в ней уже что-то было упаковано. Эту сумку можно брать с собой, положить в карман джинсов. Ее просто надо научиться не забывать, как вы не забываете телефон, ключи, деньги. И в той же сумке может валяться пара мешочков. Если нужно что-то купить в кулинарии, можно помыть судочек от обеда и попросить положить в него. Очень часто на первых порах это занимает мысли, и это трудно. А вот потом, когда это войдет в привычку, вы запомните, где вам продают на развес, то, что вы покупаете. Либо вы откажетесь от чего-то, найдете альтернативу. Либо вы найдете маркированную альтернативу, которую можно сдать. Например, макароны из твердых сортов пшеницы продаются только в упаковке. И нужно покупать хотя бы маркированную упаковку, хотя ее сейчас в Запорожье некуда сдавать, – отметила Любовь Грибова.
– Просто подумайте, что мусор остается с вами. Пусть в двадцати, тридцати, семидесяти километрах, но он все еще рядом с вами. И это влияет на ваше здоровье и на здоровье ваших детей. Но положительное в этом то, что каждая семья любого статуса, религии, может сделать свою жизнь более экологичной. А для этого просто нужны новые привычки, – подытожила девушка.